Примерное время чтения: 7 минут
2309

Раввин Залман Дайч: «Чувствую себя пермяком»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Прикамье 19/03/2013
Фото Максима Кимерлинга

Пермь, 21 марта - АиФ-Прикамье. У него поразительно живые глаза, русский язык с акцентом и шестеро славных детей. А ещё - очень глубокие религиозные корни: Залман ДАЙЧ родился и вырос в Иерусалиме, в семье, где раввины были в 37 поколениях.

Когда в 2000 г. Залман получил предложение стать раввином в России, он мог выбирать между Сочи, Омском и Пермью. От Сочи, несмотря на климат, отказался сразу: хотелось работать не с туристами, а с местными жителями, чтобы, адаптировавшись, стать частью города. Омск или Пермь? «Давайте поближе к Израилю!» - сказал тогда он. И вот уже 12 лет является главным раввином Перми и Пермского края.

Найти свою половинку

«АиФ-Прикамье»: – Залман, получение вашей общиной очередного свитка Торы стало для пермских евреев большим праздником. Праздник был и 5 лет назад, когда новый свиток Торы так же торжественно вносили в Еврейский общинный центр. А зачем общине несколько свитков?

З.Д.: – Каждую субботу мы читаем Тору. Иногда приходится читать её, точнее рукописный свиток священной книги, в разных местах. И если свиток один, надо его перематывать, отнимая у людей время. Поэтому в каждой общине должно быть минимум три свитка. Хотя есть общины, имеющие и по 20-30 свитков Торы.

 

Фото Дмитрия Овчинникова

 

«АиФ-Прикамье»: – А сколько их всего в мире?

З.Д.: – Хороший вопрос! Никогда не задумывался. Десятки, а может, сотни тысяч. И во всех одинаковый текст. Одни и те же 304 805 букв, написанных вручную натуральной краской на пергаменте. Понятно, что стоят такие свитки очень дорого.

Сегодня у нас их три. Первый мы изначально получили взаймы. Второй члены общины купили в 2008 г. А третий привёз нынче американский бизнесмен Роберт Ягдаров. Несколько лет назад он приезжал в Пермь, хотел заниматься тут бизнесом, но из-за кризиса не получилось. Зато встретил здесь будущую жену - учительницу нашей школы. В благодарность за эту встречу Роберт и подарил нам Тору. Ведь семья - самое важное в жизни.

                                                                         
Досье
Залман ДАЙЧ – главный раввин Перми и Пермского края, посланник любавического ребе. Родился в 1976 г. Окончил в Израиле религиозную еврейскую школу и раввинский институт. Все девять его братьев и сестёр связаны с религией.

 

«АиФ-Прикамье»: – После таких слов напрашивается вопрос о вашей второй половинке…

З.Д.: – У меня очень хорошая жена. Очень! Поженились мы ещё в Израиле. А познакомились, как принято у хасидов, через общих знакомых. Причём до первой встречи с Сарой я даже не видел её фото. Пришёл на ту встречу на полчаса раньше, а она немного опоздала. Как я нервничал! Много разных девушек ходит вокруг: может, она? Но когда появилась Сара, сразу почувствовал. Говорю: «Ты Сара?» Она мне: «Ты Залман?» Вот, даже сейчас у меня мурашки побежали… 

Домашний театр

«АиФ-Прикамье»: – Помните, с какими мыслями и планами вы прибыли в Пермь весной 2001 г.? 

З.Д.: – О, тогда я был немножко наивный. (Смеётся.) Думал, что через полгода-год все евреи будут жить здесь по еврейским правилам, соблюдать 613 заповедей, написанных в Торе… Сегодня понимаю: не всё так просто. Поменять мировоззрение после 70 лет коммунизма и 20 лет капитализма очень трудно. Хотя я не заставляю людей менять его – просто предлагаю.

«АиФ-Прикамье»: – И что из удавшегося тут считаете главным?

З.Д.: – Школу и детский сад, работающие в общинном центре. Когда занятий нет, в том же помещении проходит молитва. Сколько человек у нас в общине «Хабад Любавич»? Постоянно работаем почти с тысячей адресов: приглашаем на праздники, распространяем газету. По каким-то адресам живут семьи из двух человек, по каким-то - из трёх и более…

 

 

«АиФ-Прикамье»: – Ваша семья и вы сами уже ощущаете себя пермяками?

З.Д.: – Полностью. Когда мы с Сарой приехали сюда, у нас был только маленький Леви. Сейчас трое сыновей и три дочки! Появилось много друзей. Мы чувствуем, что нужны тут.

«АиФ-Прикамье»: – Наверняка бываете и на пермских фестивалях, в театрах?

З.Д.: – В прошлом году был на «Белых ночах». Гурфинкель молодец: сделал шикарный проект. Но пусть не обижаются мои друзья-режиссёры: они яркие личности, хорошие люди, но я не видел (смущённая улыбка) ни одного спектакля Мильграма. Как религиозный человек отношусь к светской культуре очень осторожно. Дети, жена ходят в театр, я - нет. И когда кто-то спрашивает, не скучно ли мне, отвечаю: «У меня дома каждый вечер настоящий спектакль!»

 

Фото Дмитрия Овчинникова

 

Пермь - город толерантный

«АиФ-Прикамье»: – Члены вашей общины посещают синагогу на Екатерининской?

З.Д.: – Да, многие. Я сам два года ходил туда ежедневно. А потом решил, что пора создавать ещё одно место для молитвы и религиозных обрядов. И думаю, то решение было правильным: оно как минимум удвоило число евреев, приобщённых к религии.

Не считаю, что нашу организацию и организацию, которая находится в действующей синагоге, надо противопоставлять друг другу. Религия у нас одна. Да, они жили здесь, когда тут всё было запрещено. У них иное, с философской точки зрения, отношение к еврейству. Но они работают хорошо, и понимание с ними у нас есть. 

«АиФ-Прикамье»: – Вас не смущает, что новая синагога, под строительство которой вы получили землю на Разгуляе, появится в историческом центре Перми?

З.Д.: – Во-первых, земли пока нет. Думаю, получим её месяца через два. Во-вторых, не вижу проблемы. Старый Иерусалим - центр трёх религий: иудаизма, ислама и христианства. И дай Бог, чтобы везде люди жили так толерантно, как там. Убеждён, что Пермь - тоже толерантный город. Конечно, я не стратег Российской Федерации (хотя российское гражданство у меня есть), я всего лишь Залман Дайч. Не могу решать, где новую синагогу нужно строить. Но я понимаю, что Перми она необходима.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах