Примерное время чтения: 5 минут
615

На игре, как на игле. Как бороться с компьютерной зависимостью?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Прикамье 17/02/2015
Любой ребенок готов отказаться от гаджета, если родитель начнет уделять ему время.
Любой ребенок готов отказаться от гаджета, если родитель начнет уделять ему время. / Валерий Христофоров / АиФ

Детские неврозы, недержание мочи и кала, обмороки у школьников – это лишь часть последствий, к которым приводит чрезмерное увлечение электронными устройствами.

Детский психолог Оксана Богомягкова, к. п. н., доцент кафедры психологии ПГГПУ, объяснила, почему наши дети уходят в виртуальное пространство и как побороть «нереальную» зависимость.

Чувство неполноценности

Анастасия Переверзева, «АиФ-прикамье»: – Эксперты приравнивают зависимость от гаджетов к тяжелой наркотической. Отчего так происходит?

Оксана Богомягкова: – У детей технический навык развивается быстрее, чем социальный и коммуникативный. Им проще потыкать в экран, чем составить слова в предложения, устно изложить мысль. У детей до трех лет привычка формируется за полгода. С 3 до 5 лет – за год, с 5 до 7 лет – за два года. В младшем школьном возрасте уже требуется 3-4 года. У взрослых на привыкание к чему-то новому уходит 10 лет. Поэтому если в два года вы дали малышу планшет, пока сидите в очереди на прием к врачу, чтобы он не носился кругами по больнице, то к двум с половиной вы его уже за уши не оттащите от экрана. Он заменил реальное общение техническим средством.

Однако хорошая новость: сроки отвыкания от привычки аналогичны привыканию. Поэтому чем раньше обратили внимание и предприняли меры, тем быстрее можно исключить нежелательный поведенческий стереотип.

Некоторым родителям легче дать ребенку телефон или планшет, чтобы малыш стал белым и пушистым: никаких неудобств, маме напрягаться не надо. А потом семья боится оставить ребенка дома одного, вдруг он из окна выпадет или газ откроет. Все из-за того, что они не научили его организовывать досуг, у малыша нет арсенала навыков, он не может занять себя. Наверняка слышали фразу: «Иди, займись чем-нибудь другим, не сиди за компьютером». Но ребенок реально не знает, что ему делать.

Кстати
По данным социологического исследования, 17% детей 7-8 классов вообще не любят читать книги. 30%, если нужно, прочитают книгу в Интернете. Лишь около 12,5% детей предпочитают именно бумажный носитель. Эти школьники более успешны в учебе, интеллектуально развиты.

– Некоторые детские психологи советуют детей в возрасте до трех лет вообще не подпускать к электронным устройствам, в том числе и к телевизору. Но не будет ли ребенок чувствовать себя среди сверстников белой вороной? 

О. Б.: – Правда жизни такова: современному ребенку без гаджета не обойтись. Он даже не сможет получить образование. Сегодня вся система домашних заданий – через Интернет. Появились электронные журналы, дневники. Двухлетним малышам электронные устройства нужны для развития моторики и логики. Тот же родитель будет нервничать, если ребенок не ответит ему по телефону. Даже если родители уберегают свое чадо от техники, в садике его могут спровоцировать ровесники. А ведь с чувством неполноценности жить не хочется.

Фото: АиФ

Игрушка за внимание

– В чем опасность зависимости от гаджетов?

О. Б.: – У детей нарушается социальный интеллект. Общение в Интернете – пустые слова. Какие за ними стоят эмоции? Дети не замечают, как хамят и грубят родителям, учителям.

Становясь взрослым, человек не понимает, какие чувства он испытывает, ему сложно в отношениях. Он не знает, как выразить любовь, ненависть, злость, что ему интересно. Возникают конфликты на работе, происходит профессиональное выгорание.

Часты ссоры и недопонимание в семье, отсюда – многочисленные разводы. Как понять другого, если он себя-то понять не может? Пара живет друг с другом, как две стеночки. У них рождается такое же потомство. Кроме того, есть риск противоправного поведения.

Для меня было шоком, когда я столкнулась с тем, что дети в садике отказываются играть в семью. Они не хотят брать на себя роль мамы и папы, а выбирают попроще – домашнего питомца или ребенка. Не закладывается потребность брать на себя ответственность. Современные устройства блокируют эмоциональную сферу. По своей природе дети спонтанны и креативны. Но из-за гаджетов эта особенность сходит на нет. Все детство он просидел за компьютером, а потребность в игре не реализовалась. Ребенок привыкает прятать эмоции. Но они все равно выходят, только уже через тело.

В вузе часто вижу: студент начинает отвечать, сразу краснеет, бледнеет, покрывается пятнами. В моей частной практике есть случаи, когда дети рвут на себе волосы клочками, выдергивают ресницы, при этом не чувствуют боли. У детей развиваются неврозы, энурезы, энкопрезы, тики, экземы. Они падают в обморок на экзаменах. Ожирение – еще одно из распространенных последствий чрезмерной любви к гаджетам.

Когда родитель будет отбирать любимую электронную игрушку, он столкнется с бурными эмоциями. Важно, чтобы мама не принимала это на свой счет. А вообще, многолетний опыт показывает: любой ребенок готов отдать гаджет взамен родительского внимания. Вопрос в другом: готов ли родитель поделиться с ребенком своим временем?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах