На их пути встают реки, бездорожье, а самое главное – равнодушие чиновников.
В одной лодке
Жители трёх населённых пунктов – Кебратского сельского поселения, где в общей сложности живут почти 1,6 тысячи человек, Верхне-Старицкого поселения с численностью 1,4 тысяч человек и п. Чуртан Гайнского района – вынуждены во время отсутствия катера пересекать Каму на лодках, в том числе резиновых. Даже в центральных усадьбах поселений нет почты, заправки, банка, банкомата и аптеки. В местных ФАПах нет терапевта и стоматолога. Несколько лет жители пытаются добиться полноценной паромной переправы и перевозки пассажиров водным транспортом, однако дело с мёртвой точки сдвигается очень медленно.
Недавно отчаявшиеся люди написали обращение к депутату краевого Заксобрания Михаилу Осокину, где подробно рассказали о своей беде. О том, что фактически живут в изоляции.
«Фельдшеру Кебратского ФАПа приходится переправлять на резиновой лодке больных. Таким же образом завозят продукты в магазин и предприниматели. На лодке переправляется и участковый полиции. А ведь это небезопасно. В мае 2017 года, переправляясь на резиновой лодке через Каму в районе п. Верхняя Старица, утонули два человека. Обращения к прокурору района, в транспортную инспекцию, к уполномоченному по правам человека в Пермском крае результатов не принесли», – написали местные жители.
Самое любопытное, что в прошлом году на бюджетные деньги купили два катера – прокуратура района обязала местные власти обеспечить переправу. Глава Гайнского района Владимир Исаев отчитался, что в 2017 года на это из региональной казны выделили 18 млн рублей. Приобрели два катера КС-110-42 для перевозки людей в районе урочища Лугдын (Кебратское сельское поселение) и п. Касимовка (Верхне-Старицкое сельское поселение). Но и тут возникла проблема. Организацию перевозок поручили частнику, который не обеспечил регулярного сообщения. А приобретённые администрацией Гайнского района катера простояли на берегу с момента покупки до середины мая, пока не вмешалась транспортная прокуратура.
«Катера состояли на учёте в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). В этом случае перевозчики не имеют права оказывать коммерческие услуги и брать плату. Поэтому в 2017 году тариф на перевозку не был установлен. В 2018 году суда перерегистрировали из ГИМСа в Камводпуть. Документы на перевозку – в стадии получения», – это строки из официального ответа главы района министру транспорта Пермского края Николаю Уханову.
Ходил в Кебратах в прошлом году паром, который принадлежал частному лицу. Но и с ним беда. В дождь и слякоть к месту переправы шли беременные женщины, семьи с детьми, пожилые, больные люди и ждали: авось получится перебраться на другой берег, ведь графика перевозки не было. При этом тарифы на перевозку также утверждены не были.
Сейчас паром не ходит. Вот и добираются люди до берега Камы и обратно – от берега до посёлка – кто на чём.
Все равны?
«Считаю, что это дискриминация людей по признаку проживания. В Перми поездка на такое же расстояние стоит в разы дешевле, – говорит Михаил Осокин. – В результате проблем с транспортной доступностью товары и продукты в поселении стоят дороже. Сколько денег тратят на поездки люди – и подсчитать невозможно. К слову, катера, которые приобрела районная администрация, не подходят для перевозки пассажиров в условиях Севера: их нельзя эксплуатировать, когда на реке появляются первые льдинки. То есть срок их работы ограничен по сравнению с катерами других марок».
Учитывая, что во многих территориях если и есть дороги, то в ужасном состоянии, а перебраться на другой берег можно только по воде, понятно, что проблему транспортной доступности северных районов края надо решать. Что же мешает обеспечивать бесперебойную работу водного транспорта?
«Дело в том, что в Пермском крае законодательство чётко регулирует перевозки водным транспортом между муниципальными районами, а не внутри них. Я специально проверил, как этот вопрос решают в других регионах – например, в Якутии и Тюмени. У них данный вопрос прописан – это обязанность местных властей. В отсутствии такой строки у нас заниматься организацией водных перевозок обязано правительство Пермского края, – считает Михаил Осокин. – Что и прописано в законе «Об основах организации транспортного обслуживания на территории ПК» (от 12.01.2006 г.)».
Люди, ау!
Не так давно парламентарий получил ещё одно обращение по схожей проблеме – от депутатов Светличанского сельского поселения Косинского района. Эти примеры очень ярко демонстрируют проблему транспортной доступности северных территорий края. Депутаты сельского поселения обращались во всевозможные инстанции, вплоть до администрации президента РФ, чтобы решить, наконец, проблему с организацией переправы, но безрезультатно.
Отсутствие связи сельских территорий с «большой землёй» – это проблема, которую нельзя недооценивать. Население в сельских районах края уже давно не прибавляется. А при отсутствии доступа к элементарным услугам люди будут всё активнее уезжать, выбирая места, где можно жить, а не выживать.