Более месяца назад, 25 мая, в Перми перекрыли участок улицы Карпинского для проведения масштабной реконструкции. Проезжую часть расширят до шести полос, чтобы соединить её с новой развязкой на шоссе Космонавтов. На время работ на участке улицы запретили проезд для всех видов транспорта и закрыли проход для пешеходов, отрезав сотням жителей Перми прямой доступ к шоссе. Корреспондент сайта perm.aif.ru, который живёт рядом с зоной строительства, поделился своими наблюдениями о том, как жители микрорайона реагируют на перекрытие.
Масштабное расширение
О том, что улицу Карпинского планируют реконструировать, пермякам стало известно в феврале 2024 года. На тот момент на шоссе Космонавтов уже шла большая стройка, целью которой стало соединение центра города с Индустриальным районом. Новая развязка создаст единый путепровод, объединив улицы Карпинского и Крисанова.
Первым этапом реконструкции улицы должно было стать расширение участка возле «Пермь-Экспо» прямо над железнодорожными путями Транссибирской магистрали. Как сообщил Минтранс Пермского края, ремонтные работы первого этапа планируется завершить в мае 2025 года.
До реконструкции улица Карпинского была одним из наиболее удобных путей, по которому жители Индустриального района могли добраться до центра города. По ней проходили автобусы № 3, 4, 36, 56, 59 и трамваи № 11 и 12.
Эти маршруты помогают жителям Нагорного доехать до центра Перми, Мотовилихи и Владимирского. С началом реконструкции автобусы перенаправили в объезд, а трамваи убрали из Индустриального района и «переселили» в депо «Красный октябрь». Владельцам личных авто предложили варианты объезда через Гознак, улицу Чкалова и технопарк «Морион».
Микрорайон Новоплоский
В Перми есть множество микрорайонов, о названии которых, порой, не знают даже сами жители территорий. Одним из таких является микрорайон Новоплоский. Относительно небольшая территория располагается на стыке Индустриального, Дзержинского и Свердловского района вдоль улицы Карпинского.
В микрорайон входят улица Левченко, лежащая рядом с Транссибирской магистралью, улицы Самолётная, Сивкова и Молодёжная, а также участок улицы Стахановской. По данным государственного архива Пермского края, появился микрорайон в 1940-1950е годы на месте посёлка Новоплоский.
«В связи со сдачей в эксплуатацию в 1950-х гг. железнодорожного полотна, на ул. Карпинского движение автотранспорта стало интенсивнее, по сравнению с довоенным временем. Мост, связавший ул. Карпинского с центром города, позволил открыть маршруты автобусов до аэропорта Бахаревка и до пос. Балатово (через Ераничи) (В 1960 г. это были автобусные маршруты № 3 и 4, последний переименован в № 12)», – рассказывается на сайте краевого архива.
Сейчас одна его часть заполнена уютными советскими домами, а другая, которая находится рядом с зоной реконструкции, – многоэтажными новостройками, в которых в основном живут молодые семьи с детьми.
В одной из таких новостроек живёт и корреспондент сайта perm.aif.ru, который рассказал, как жизнь пермяков изменилась за неделю реконструкции.
Стадия первая. Отрицание
Поскольку трамваи перестали перемещаться по Индустриальному району, а маршруты автобусов поменялись и удлинились, у жителей микрорайона появилось несколько вариантов того как добираться до центра города.
Чтобы сесть на привычные автобусы, пермякам необходимо подойти на остановки на улице Стахановской. Маршрут № 4 довезёт вас до улицы Революции через Чкалова и Куйбышева, а автобусы № 36 и 59 провезут через Гознак, делая крюк по шоссе Космонавтов. Для личного автотранспорта способы объезда аналогичные.
Вторым вариантом является пеший проход через участок реконструкции, который приведёт к остановке «Улица Мильчакова» на шоссе Космонавтов. Наш корреспондент предпочёл воспользоваться вторым вариантом и узнать, много ли пермяков поступят так же.
В первый же день, 25 мая, на участке выставили ограждения. Часть из них сколочена из деревянных досок и придавлена мешками с песком. Задача этих перекрытий – не пустить людей на тротуар возле зоны ремонта. Второе ограждение – металлический забор с воротами, который закрывает непосредственно участок ремонта. Пермяков нисколько не смутили рабочие, многотонные КамАЗы и тракторы, которые разбирали дорожное полотно и трамвайные пути.
Жители уверенно проходили по разбитой проезжей части и переступали на незакрытую часть тротуара. Строители, в свою очередь, были увлечены работами и не запрещали пермякам двигаться по участку.
Глядя на уверенную походку молодых и пожилых пермяков, создавалось впечатление, что ремонта нет. Жители микрорайона с самого начала стройки отказались признавать, что привычный маршрут удлинится на 20-30 минут.
Стадия вторая. Гнев
Вечером для уставших после работы пермяков варианты добраться остаются аналогичными. Чтобы сэкономить силы, жители Новоплоского, идущие от Мильчакова, привычно «срезают» путь через новостройки на улице Челюскинцев.
По пути домой наш корреспондент заметил особенно уставшего мужчину, который неуверенно перебирал ногами, покачиваясь из стороны в сторону. Мужчина нёс заполненную спортивную сумку и бутылку алкоголя. Преодолев железные ворота, он решил сократить путь к улице Левченко через территорию, на которой уже выкопан котлован для прокладки теплосетей. Поскольку ограждений возле котлована не было, уставший пермяк вплотную подошёл к яме глубиной в несколько метров и, пошатываясь, посмотрел вглубь.
Пока наш корреспондент наблюдал за ситуацией, готовый помочь любопытному мужчине, строителей поблизости не было. Пермяк убедился, что в котловане ничего интересного нет, и стал обходить его по краю, пока не столкнулся с деревянным ограждением от пешеходов. Обойти его не получалось и мужчина решил пролезть между досок. Спустя 10 минут наблюдения робких попыток журналист убедился, что пермяку не угрожает опасность и отправился домой.
Чем закончилась ситуация – неизвестно. Однако утром пермяка не было в ограждении, а котлован остался незакрытой достопримечательностью и ждал нового посетителя.
Стадия третья. Торг
В середине первой недели перекрытия улицы для пермяков возникло новое препятствие. Для того чтобы подняться на улицу Карпинского и пройти в сторону микрорайона от новостроек на Челюскинцев, жителям города было необходимо подняться по удобной и прочной металлической лестнице. В один из дней её убрали.
Поскольку не все знали о ликвидации лестницы, перед пермяками, которые подошли к знакомому месту, вставал выбор – вернуться назад и обойти до асфальтированного подъёма или подниматься по крутому спуску, состоящему из земли, веток, мусора и корней деревьев. Для пожилых пермяков решение дилеммы оказалось однозначным.
Возвращаясь домой, корреспондент сайта perm.aif.ru заметил пожилую женщину, которая упорно поднималась по склону, пытаясь ухватиться за торчащие корни и громко ругаясь. Несмотря на то, что даже молодые жители города предпочитали более лёгкий путь, женщина преодолела препятствие и с недовольным лицом продолжила свой путь в сторону домов на улице Левченко.
Стадия четвёртая. Депрессия
На данный момент дорожное полотно разобрано. Если на пешеходов это так и не оказало сильного влияния, то для велосипедистов и самокатчиков создало больше трудностей. Двигаться по ухабам и тряске, оставаясь на велосипеде практически, невозможно. Пермяки спешиваются и катят транспорт вручную, пересаживаясь лишь на тротуаре по ту сторону забора.
В это же время некоторые пермяки предпочитают использовать территорию реконструкции как парковку. В один из дней посреди дороги был припаркован автомобиль. Водителя внутри не было. Осознанно или случайно заехал туда автомобилист, узнать не удалось.
Опасность для жизни
Как рассказал корреспонденту сайта perm.aif.ru один из соседей, для жителей Новоплоского есть ещё один способ добираться до центра. Однако путь сопряжён с дискомфортом и опасностью для жизни.
Доехать до Центрального рынка пермяки могут также на автобусах маршрутов №№ 45, 54 и 77, которые берут своё начало на улице Мильчакова в микрорайоне Староплоский, который отделён от Новоплоского железнодорожными путями Транссибирской магистрали.
Поскольку ближайший организованный железнодорожный переход находится в нескольких километрах, пермяки предпочитают переходить пути там, где отсутствуют участки забора. Для того чтобы спуститься к путям со стороны улицы Левченко, жильцам необходимо пройти по спуску, покрытому грязью и щебнем. Во время дождей неравнодушные жители складывают на месте прохода деревянные поддоны, по которым можно пройти, не увязнув в промокшей земле.
Выходя к путям пермякам необходимо перешагнуть через рельсы. Несмотря на то, что переход путей в неположенном месте является нарушением закона и небезопасен для человека, жители вынуждены переходить по нему, чтобы быстрее добираться до центра города. На путях можно заметить не только одиноких пешеходов, но и группы велосипедистов и семьи с маленькими детьми.
Стадия пятая. Принятие проблемы
На данный момент на участке идут работы. Автобусы и автомобили курсируют по объездным маршрутам, а пешие жители Новоплоского продолжают задаваться вопросом: «Почему для них не организовали нормальный доступ к шоссе Космонавтов или улице Мильчакова?».
Соседство с бетонными плитами, лежащими на асфальте дорожными знаками и суровыми строителями в касках, уже не кажется чем-то радикально новым и непривычным. Переход путей в неположенном месте с оглядкой на многотонные поезда тоже.
Безопасность преодоления кратчайшего маршрута не вызывает вопроса ни у взрослых, ни у детей. Смогут ли пермяки безопасно, комфортно и быстро добираться в период ремонта дороги, покажет время.