183

Экологический движок. В Перми стартовал юбилейный конкурс детских проектов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Прикамье 02/02/2016
Ученики школы № 132 два года изучают пчёл на учебной пасеке.
Ученики школы № 132 два года изучают пчёл на учебной пасеке. © / фото из личного архива

Предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» всегда уделяло особенное внимание вопросам экологии. На заводе постоянно работают над совершенствованием технологий. В минувшем году предприятие сделало огромный шаг в природоохранной деятельности – завершило строительство комплекса глубокой переработки нефти.

Помимо этого лукойловцы «прививают» экологическую культуру подрастающему поколению. Локомотивом в этом выступает открытый конкурс школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего».

Особенный год

В прошлую среду в Перми стартовал десятый, юбилейный конкурс. В этот день учителя, школьники и представители оргкомитета собрались в кинотеатре «Премьер», чтобы обсудить идеи будущих работ.

Пока педагоги общались в неформальной обстановке, ученики разместились в нескольких залах кинотеатра. Здесь они участвовали в интеллектуальных экологических играх, смотрели фильмы об исчезающих видах животных и делились мыслями о том, почему так важно заботиться о природе.

За время существования конкурс стал не только отличной площадкой для воспитания юных экологов, но и настоящим брендом Пермского края. К примеру, за организацию и поддержку конкурса предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» дважды было признано лауреатом национальной экологической премии «ЭкоМир».

«Этот год предшествует Году экологии в России. И это самое лучшее время, чтобы хорошо поработать и воплотить в жизнь проекты, связанные с охраной природы. Ежегодно у школьников и их кураторов рождаются новые оригинальные идеи. Уверен, что и 2016 год не будет исключением, – сказал учителям Михаил Ходяшев, главный эколог предприятия. – Желаю, чтобы все работы были полезными, трогающими душу. А те знания и навыки, которые получат дети, трудясь над проектами, пригодились им в будущем».

Учиться у пчёл

За прошедшие девять лет дети создали много проектов. Ребята из разных школ изучали природу Прикамья, выступали на городских и российских конференциях, очищали загрязнённые леса и водоёмы, благоустраивали территорию вокруг школ, прокладывали экологические тропы, ходили в научные экспедиции в особо охраняемые районы края, проводили экологические акции и делали настоящие научные открытия.

«С предприятием «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» мы дружим уже много лет. Наша школа участвует в конкурсе с первого года его существования, – рассказывает Елена Суханова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 132. – Мы постоянно трудимся над несколькими проектами. Их вместе с ребятами разрабатывает творческая группа педагогов – учителя биологии, географии, педагоги дополнительного образования. Этот конкурс – отличная площадка для того, чтобы дети могли поделиться своими идеями, сделать что-то хорошее для родного города и края. Отрадно, что у нас есть промышленное предприятие, которое так заботится о природе и интересуется развитием детей».

Один из любопытных проектов – «Апишкола». Два года назад прямо на крыше школы учащиеся вместе с учителями создали учебную пасеку. Оборудовать её удалось благодаря грантовой поддержке конкурса. Ребята сами заселили пчёл в четыре улья.

Конкурс учит работать в команде.
Конкурс учит работать в команде. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

«Дети всё лето работают: изучают поведение насекомых, собирают мёд и пыльцу, а потом пишут научные работы. Нынче мы представим одну из них на российской конференции в Санкт-Петербурге. Она посвящена созданию цифровой модели пчелиной семьи на основе наших исследований, – рассказывает Валентина Буравлёва, учитель биологии. – В прошлом году мы собрали на нашей пасеке 60 кг мёда, в этом – 100 кг. Ребята уже освоили азы пчеловодства. Некоторые ученики даже задумались о том, чтобы стать учёными-апидологами. В исследовании продукта нам также помогают работники предприятия. Они провели анализ мёда в лаборатории, а мы с учениками на основе этих данных изучили лечебные свойства мёда, составили медоносную базу Черняевского леса».

«Мне очень нравится изучать пчёл, – рассказывает Виктор Головнин, ученик 8 класса школы № 132. – Интересно наблюдать за тем, как они трудятся, живут. Считаю, что у них даже есть чему поучиться. К примеру, командной работе. Я занимаюсь пчёлами уже два года, успел выступить со своим исследованием на городской конференции, участвовал в краевом сборе апидологов».

Ещё один не менее интересный проект школы – экологическая тропа «Дорога домой», которую ребята создали в Балатовском парке, пользуясь материалами пермского лесничества. А благодаря гранту конкурса школьники установили в 16 точках тропы аншлаги с информацией о животных, птицах и растениях, обитающих в лесу. Теперь, гуляя по парку, ребята видят пользу от своей работы: аншлаги читают гуляющие здесь жители, по тропе также проводят экскурсии для горожан.

Школьники провели на территории тропы серьёзные исследования. К примеру, обстоятельно изучили сосняк кисличный: собрали материал по грибам и растениям. А одна из научных работ заняла первое место на российском конкурсе «Подрост». Более того, школьники сделали два серьёзных открытия – нашли в лесу места обитания растений, занесённых в Красную книгу Пермского края.

Задел на будущее

Конкурс «Пермь – мастерская будущего» даёт ребятам несколько плюсов. Во-первых, у них формируется задел для их возможной будущей профессии (к примеру, эколога или биолога). Во-вторых, они получают навыки, которые пригодятся в любой сфере деятельности.

По словам педагогов, пройдя такую школу исследователей, дети уже умеют ставить цели, обосновывать гипотезы, искать пути решения проблем, использовать определённые методы исследования. С такими знаниями им легко даются курсовые и дипломные работы в вузе. Дети, участвовавшие в проектах конкурса, поступают на биологические, физические, географические факультеты, в медицинские вузы. Многие ребята продолжают работать над своими темами исследований и в университете.

Кстати, «Мастерская будущего» даёт много возможностей и педагогам. Учителя также участвуют в конференциях и конкурсах. К примеру, две недели назад Сергей Семенихин, директор станции детского и юношеского туризма и экскурсий, который активно помогает ребятам воплощать в жизнь их экопроекты, получил медаль на конкурсе «Сто лучших образовательных организаций России».

А самое главное, что проекты ребят живут много лет. Так, в 2009 г. ученики школы № 109 установили на прибрежных камнях реки Чусовой десять табличек с именами «бойцов» – так называют опасные скалы вдоль реки. По отзывам туристов, и сегодня эти таблички в отличном состоянии.

Впереди юных экологов ждёт ещё много важных проектов. А завершится конкурс в конце года традиционным КВНом.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах