Примерное время чтения: 8 минут
462

Экопоколение на страже природы. Юные пермяки преображают окружающую среду

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Прикамье 18/10/2017
Ребята из школы № 136 решают, какие деревья посадят в новом саду.
Ребята из школы № 136 решают, какие деревья посадят в новом саду. / Ольга Семенова / АиФ

Добрый тренд

Юные пермяки не отстают от этого доброго тренда. Доказательство тому – десятки экологических проектов, которые они представляют на ежегодном конкурсе «Пермь – мастерская будущего». Помогает воплощать в жизнь экологические инициативы молодёжи предприятие «ЛУКОЙЛ-Перм­нефтеоргсинтез».

Конкурс школьных экологических проектов появился в Перми по инициативе лукойловцев в 2007 г. За несколько лет он стал не только визитной карточкой «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» и Индустриального района, но и со временем расширил свои границы. С этого года в нём также участвуют школьники Свердлов­ского и Кировского районов.

В начале июня нефтяники наградили победителей конкурса. Нынче они отметили 9 лучших проектов. Ребята практически сразу стали воплощать свои идеи в жизнь. В разных уголках Перми появились цветники, экологические тропы, благоустроенные территории. Сейчас какие-то проекты уже переросли из придуманных в реальные. Работа над другими ещё продолжается.

Гни свою линию

Яркий пример воплощённого проекта – экологический маршрут «ЭкоLINE», разработанный ребятами из пермской гимназии № 8. Его идея в том, чтобы объединить главные природные объекты Кировского района в единую сеть. Сейчас в маршрут входят четыре площадки, но школьники планируют и дальше развивать «эколинию». Главные точки – Сосновый бор, утиное болото, приют для собак в Закамске и набережная Камы.

Учащиеся гимназии № 8 на встрече-дискуссии обсудили экологическое состояние Кировского района.
Учащиеся гимназии № 8 на встрече-дискуссии обсудили экологическое состояние Кировского района. Фото: АиФ/ Ольга Семенова

«Всё, что запланировали, удалось сделать. Мы разработали буклеты, где кратко рассказываем о главных объектах нашего маршрута. Раздаём их жителям района. На листовках есть карта, по которой люди могут сами прогуляться по маршруту, – рассказала одна из руководительниц проекта, педагог гимназии № 8 Милана Катаева. – На каждой площадке мы разместили баннеры, на которых призываем население бережно относиться к природе. На остановках «ЭкоLINE» школьницы-экскурсоводы рассказывают об уникальности здешних мест. Мы стараемся доступно донести информацию до жителей, привлечь их к решению существующих проблем, повысить их уровень экологической культуры».

В гимназии учится более 700 человек. По маршруту, разработанному школьными активистами, успели пройти уже шесть классов (каждый по 30 человек).

Ученица 9 класса Марина Лобастова – один из экскурсоводов маршрута.

«Я рассказываю об утином болоте. Это особо охраняемая природная территория. Его можно назвать одним из уникальных в нашем районе мест. Там растут настоящие корабельные сосны и обитает редкий вид уток – утка-кряква. От состояния болота зависит сохранение численности диких уток, поэтому его надо беречь, – объяснила Марина. – «Пермь – мастерская будущего» – отличный конкурс, который помог нам воплотить в жизнь наш проект и помочь в сохранении природных островков Закамска».

Марина с радостью присоединилась к участию в проекте. Она уже несколько лет выступает волонтёром на разных акциях. Будущее планирует связать с биологией или химией. Помимо самого маршрута в гимназии сделали фильм, в котором рассказывают об остановках и проблемах на объектах (мусор, неправильное кормление уток и т. д.). В видеоролике есть информация и о других добрых делах школьников, в частности – участии во множестве экологических акций. К слову, теме заботы об окружающей среде уделяют в гимназии особое внимание. На прошлой неделе здесь прошла встреча-дискуссия, на которой обсудили общее экологическое состояние Кировского района. Своё мнение высказали школьники, родители, педагоги. Главный вывод, к которому пришли участники встречи: не надо опускать руки, нужно продолжать наводить порядок на родной территории. Благодаря общим усилиям активистов район преображается с каждым годом. Впереди ещё много планов, среди которых – участие в очередном конкурсе «Пермь – мастерская будущего – 2018».

Ребята из школы № 132 выбрали оригинальный формат для разговора о том, как сделать родной Индустриальный район чище. Ученики создали мультфильм «Сказ о Балатово». Над созданием короткометражной картины работали семь школьников. Они лепили фигурки из пластилина, снимали их на фотоаппарат, а затем собрали кусочки в одну историю. Творили они под чутким руководством своей учительницы Екатерины Харитоновой.

Ученики школы № 132 создали мультфильм о родном районе.
Ученики школы № 132 создали мультфильм о родном районе. Фото: Пресс-служба компании «Лукойл»/ Сергей Подоляк

«Дети подготовили мультфильм к юбилею района. В нём есть и история его создания, и обсуждение насущных проблем, и рассуждения о том, каким район может стать, если мы будем бережнее относиться к окружающей среде, – рассказала преподаватель. – К примеру, ребята фантазируют о том, что в Мулянке могут вновь начать водиться осетры, как было во времена Екатерины II. Действие мультфильма проходит под стихотворные строки, рассказывающие о районе и о том, как сделать его чище».

Сейчас ребята, назвавшие своё объединение «Лягушка под зонтиком», готовят вторую серию мультипликационного цикла. Она называется «Наш район Индустриальный». Свой творческий коллектив школьники планируют расширять, ведь ещё понадобятся светлые головы и умелые руки для следующих серий. В ближайшее время в школе № 132 пройдут профессиональные пробы, на которых ребятам расскажут, как совершенствовать свои навыки. А пока дети придумывают новые идеи для мультфильмов. Одна из них – сказка о так называемом Белом море под Березниками (оно же – шлаконакопитель), в котором опасно купаться.

А под окном – сад

В школе № 136 ребята реализовали проект «Школа-сад». Ученики решили благоустроить территорию около своего учебного заведения.

«Раньше здесь был пустырь, заросший травой и сорняками. Мы решили разбить здесь небольшой садик. Но проблема в том, что на участке зарыт строительный мусор, – рассказала учитель английского языка, руководитель проекта Евгения Ильясова. – Но нам привезли чернозём, и работа закипела. Ребята уже посадили несколько кустарников. У нас прижились сирень и даже барбарис. Высадили также ёлочки. Но самое главное достижение – то, что дети стали более ответственно относиться к территории школы».

В учебном заведении уже решили, что на преображении одного участка земли не остановятся. В планах – обустроить всю территорию школы, разбить большую красивую клумбу.

Ученица 7 класса Милана Силий – одна из активисток, которая участвовала в создании проекта «Школа-сад».

«Мы так воодушевились нашим проектом, что начали высаживать деревья и кустарники ещё до того, как объявили итоги конкурса. Например, дуб, кедр, черноплодную рябину посадили ещё весной. Жаль, что не всё прижилось: почва не очень хорошая, но в будущем мы исправим эту проблему», – надеется школьница.

Впереди участников конкурса «Пермь – мастерская будущего» 2017 года ждёт итоговая защита воплощённых в жизнь проектов. Финальным аккордом школьных инициатив станет экологический КВН.

Комментарий

Главный эколог «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» Дмитрий Пастухов:

«Конкурс «Пермь – мастерская будущего» – это отличная стартовая площадка  для  юных пермяков, они пробуют свои силы как исследователи, как  организаторы экоакций, как лекторы.  На протяжении десяти лет школьники придумывают разноплановые проекты, реализуют их и таким образом способствуют улучшению экологической ситуации в нашем регионе. Но главная цель нашего конкурса – экологическое воспитание молодёжи. Жить, трудиться и развиваться надо, думая о будущем, думая об экологии вокруг себя».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах