В Пермском крае на предприятии «Форвард» возобновилось производство легендарного велосипеда «Кама». Такой был у многих жителей страны, чьё взросление пришлось на 70-90 годы прошлого века. Почти каждый советский ребёнок хоть раз да прокатился на этом велосипеде. Первая партия «Камы», выпуск которой приурочили к 300-летию Перми, составила 3 000 штук. Сайт perm.aif.ru рассказывает, как производят велосипед, чем он отличается от советского прототипа и сколько стоит.
«Первую любовь так не помню, как помню «Каму»
Велосипед «Кама» – это, в своём роде, машина времени. Стоит произнести эти слова вслух, как люди вокруг попадают мысленно в своё детство. Мчат по улицам, сигналя прохожим блестящим на солнце звонком, летят с горы по кочкам навстречу приключениям (а иногда – синякам и разбитым коленкам), прячут свои сокровища в маленький портфель, который во время езды качается как маятник под седлом.
«На велосипеде «Кама» я провела всё детство, он до сих пор ждёт своего часа, потрёпанный годами, но такой родной. Помню, как его купили родители за хорошие оценки в школе в конце учебного года – это было счастье получить такой подарок!» – поделилась с perm.aif.ru воспоминаниями пермячка Наталья.
«Как же мы любили кататься на великах с друзьями в детстве. А когда «Кама» появилась, то счастью не было предела! – рассказала жительница Прикамья Людмила. – Никаких переключателей скоростей тогда не было, зато какие красивые катафоты».
«Мне и сестре купили «Каму» в 1984 году. Отец уезжал в командировку в Москву. Приехал и сделал нам такой подарок! Красивый велосипед с ключами в бардачке и аптечкой. В комплекте были запасные наклейки и катафоты, – говорит пермячка Татьяна. – Только носить его было тяжело на пятый этаж».
Узнав о возобновлении производства «Камы» не смогла не поделиться воспоминаниями даже официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова. Пост о велосипеде она написала в telegram-канале в самолёте по пути из Мавритании в Судан.
«Каму» купили маме Марии Захаровой, когда дипломату было пять лет. Вместе они катались на велосипеде в парке.
«Я первую любовь так не помню, как помню «Каму». А, может, это она и была? Велосипед «Кама» зелёного цвета с яркими наклейками на низкой раме я помню очень хорошо, – написала Мария Захарова. – Велосипед так и звали – Кама. Никто не говорил: возьмите велосипед. Зачем, когда было имя. О том, что Кама – река, я узнала много позже. Помню его весь до мельчайших деталей.
Даже инструменты, лежавшие в кожаном подвесном футляре, даже промасленную бумагу, в которую они были обёрнуты, даже фантики от конфет, сложенные туда же для сохранности. Я помню, как эти фантики были свёрнуты – узкими полосочками, чтобы делать бумажные колечки. Страшно сказать, я помню даже конфеты, фантики от которых служили детской ювелирной промышленности. И маленькую металлическую петельку-замочек на этой самой сумочке тоже помню. Помню насос. Тонкая, алюминиевая трубочка, которая крепилась параллельно вертикальной части рамы под сиденьем. Штырьки для крепления – и те помню. И как накачивали колёса, и как искали заплатки для камеры, и как их клеили, и как проверяли колесо в тазу с водой – всё помню».
Через 15 лет «Кама» будущего представителя МИД РФ отправилась за город, где продолжала служить.
«Помню наши дачные велосипедные прогулки, как мы воробьиной стайкой проносились по тенистым улочкам, вылетая на залитые солнцем полевые просторы», – рассказала Мария Захарова.
Как производят «Каму»?
«Каму» изготавливают в селе Фролы, которое находится в 20 минутах езды от центра Перми. Изнанку производства отправился посмотреть корреспондент perm.aif.ru.
«Сейчас вас встретят. Без сопровождающего нельзя!» – останавливает журналистов на проходной предприятия «Кама» охранник. А мы и рады – на территории огромное количество корпусов – потеряться проще простого.
«У нас даже байка есть о том, что однажды здесь заблудился журналист. Теперь вот работает на сборке велосипедов», – смеётся встречающий СМИ.
Сначала отправляемся в цех, где изготавливают раму и вилку для «Камы».
«Велосипед производится из российской стали. На предприятие доставляют трубы. Здесь – на станках – они режутся, – рассказывает под гул техники технолог Алексей Останин. – Деталям придают определённую форму на гидравлических станках. Основные элементы рамы (это верхняя, нижняя, головная, подсидельная трубы, перья) закрепляют на специальной конструкции, которая называется стапель, и устанавливают на сварочный робот. Он по программе сваривает основные швы. Затем контролёр их проверяет».
Далее – ещё один этап контроля. Специалист смотрит, не повело ли раму после сварки. Она должна соответствовать требованиям геометрии и быть идеально симметричной. Что-то пошло не так? Работник выправляет раму вручную с помощью инструментов.
Затем детали отправляют на покраску, предварительно протерев от смазки (иначе покрытие может лечь неровно). Побывав в отсеке, где распыляют порошковую краску, рама поначалу не блестит. Глянцевой она становится после «запекания» в печи.
«Прожаренные» рамы развешивают, чтобы остыли, а потом после некоторых манипуляция отправляют в накопитель, откуда с помощью карусельного конвейера напрямую передают в цех сборки. На остове велосипеда работники закрепляют все основные узлы. Потом будущая «Кама» попадает на следующий конвейер. Его называют основным.
«Здесь велосипед принимает более законченный вид. На раму в первую очередь устанавливаются шатуны со звёздочкой, а в последнюю – багажник», – говорит Алексей Останин.
В самом конце конвейера велосипеды упаковывают в коробки.
Производство велосипедов «Кама» в Перми
Производство велосипедов «Кама» в Перми
Чем отличается новая «Кама»?
Понятно, что смысла производить абсолютно идентичную советскому велосипеду «Каму» сегодня смысла нет – технологии ушли далеко вперёд. Поэтому без изменений, конечно, не обошлось.
«Новая «Кама» – это не совсем тот велосипед, который мы привыкли видеть, начиная с 70-х годов прошлого века, – рассказал perm.aif.ru ведущий инженер-конструктор Сергей Андреев. – В 2023 году велосипед «Кама» получил абсолютно новую раму. Она сварена по современным технологиям и потому крепче, прочнее. При этом рама получилась легче. Мы несколько изменили геометрию велосипеда, чтобы посадка стала комфортнее, и установили на него современное оборудование».
Велосипед, как и прежде, складной. Вес – 13 килограммов – это на полтора килограмма меньше, чем у советского прототипа.
«У велосипеда одна ведущая передача, ножной тормоз. «Кама» оборудована дополнительными комплектующими: звонком, защитой цепи, полноразмерными металлическими крыльями, широким комфортным подпружиненным седлом. Мне очень нравится портфель для инструментов, в который мы кладём семейный и спицевой ключ. Велосипед оборудован крепкими колёсами (мы используем двустеночный обод собственного производства). Проблем с жёсткостью и прочностью у них не будет».
В следующем сезоне предприятие планирует расширить линейку бренда «Кама». Могут появиться новые модификации, к примеру, велосипеды с ободными тормозами, колёсами другого размера.
Комплимент Марии Захаровой
Пока что «Каму» выпускают только в красном цвете. Ведь он избран основным для празднования 300-летия Перми.
«В будущем велосипед будет выпускаться также белого и синего цветов (в честь триколора). Еще мы планируем запустить старый добрый зелёный. Это будет наш комплимент Марии Захаровой», – рассказал Сергей Андреев.
Сколько стоит новая «Кама»?
Стоит новая «Кама» 13 тысяч рублей. На предприятии обещают, что через две недели велосипед появится в продаже у официальных дилеров.
«Мы, как производитель, распространяем нашу продукцию через дилерскую сеть. На наших складах «Камы» уже не найти, так как все 3 000 штук тут же разлетелись по нашим партнёрам, поэтому мы включили в производственный график дополнительную партию», – сообщил perm.aif.ru изготовитель «Камы».
Велосипед появится в специализированных магазинах не только Пермского края, но и других регионов.
Тест-драйв велосипеда «Кама»
Журналист perm.aif.ru протестировал уже собранную новую «Каму» в демонстрационном зале предприятия. Подробнее о том, как прошли испытания, в видеосюжете: