С каждым годом в Пермском крае становится больше велосипедистов. Популярность здорового образа жизни принесла неожиданный побочный эффект – людям, передвигающимся без колёс, всё чаще не хватает места на тротуарах. Их пугают звонками велосипедисты, сбивают самокатчики.
Кто и кому должен уступать дорогу? Как участникам движения поделить тротуар?
Хаос и смятение
Прогулку по городу в выходные каждый представляет по-своему. Кто-то спокойно шествует с детьми, кто-то предпочитает покататься на велосипеде или самокате. К сожалению, из-за незнания правил дорожного движения и недостаточно развитой велосипедной инфраструктуры на улицах царит неразбериха. Результат – сообщения об авариях и травмах в сводках ГИБДД.
«Вышла прогуляться в выходной по городу. У торгового центра рядом со мной проносится велосипедист и громко сигналит почти в ухо. Спустя час другой спортсмен появляется неожиданно из-за моей спины, едет на высокой скорости по тротуару и тоже оглушительно трезвонит. Такие неожиданности могут довести до инфаркта. Неужели нет никаких правил, которые обуздали бы горе-спортсменов?» – возмущается пермячка Светлана Седова.
В УГИБДД по Пермскому краю говорят, что наезды машин на велосипедистов – один из наиболее распространённых видов ДТП наряду с наездами на пешеходов и столкновениями автомобилей. Очевидно, по этой причине велосипедисты предпочитают двигаться по тротуарам.
В сообществе «Велосипедизация Перми» рассказывают:
«Мы подсчитывали велотрафик в 2020 году в Перми в утренние часы, когда люди едут по делам и на работу. Оказалось, за одну минуту проезжал в среднем один велосипедист. Там, где была организована велосипедная инфраструктура, велосипедисты в 90 % случаях ехали по ней. А если её не было – в 90 % случаях пользовались тротуаром».
Опытные велосипедисты уверены: неразбериху создаёт недостаток велосипедной инфраструктуры и незнание пешеходами и велосипедистами правил дорожного движения.
«Люди не знают правил, не понимают, где нужно спешиваться, где можно проезжать. Нормальных взаимоотношений между участниками дорожного движения пока нет – сплошной хаос. Замечательный пример решения проблемы с велодорожками я видела в Голландии. Они на всю ширину окрашены в яркий цвет. Не заметить их невозможно. Если на такой дорожке велосипедист собьёт человека, виноват будет пешеход, а велосипедист может потребовать в суде компенсацию морального ущерба. Все об этом знают и не нарушают правила», – рассказывает велосипедистка с трёхлетним стажем Марина Сухарева.
Опасная набережная
Излюбленное место прогулок жителей Перми – городская набережная. Но из-за изобилия спортсменов на колёсах всех возрастов она небезопасна для пешеходов. Самокатчиков и велосипедистов не останавливают даже объявления, запрещающие пользоваться разнообразным транспортом на набережной.
«Порядок использования велосипедов определён ПДД. Набережная является пешеходной дорожкой. Поскольку велосипедной или велопешеходной дорожки, велосипедной полосы и проезжей части там нет, то велосипедист имеет право двигаться по пешеходной дорожке. Но должен спешиться в случае, если создаёт опасность или помехи пешеходам. Что касается объявлений на набережной, они носят рекомендательный характер. Их установили для безопасного движения пешеходов, так как в достаточно ограниченном пространстве много гуляющих, в том числе детей», – поясняют в Пермской дирекции дорожного движения.
По поводу самокатов, которые не считаются транспортным средством, но несут опасность для пешеходов, в ведомстве говорят, что ситуация требует решения на федеральном уровне.
«Пока законом не определён статус участников дорожного движения, использующих самокаты, ролики, гироскутеры, моноколёса и другие средства индивидуальной мобильности. В большинстве случаев они приравниваются к пешеходам (за исключением устройств, оснащённых электродвигателями большой мощности, которые относят к мопедам). Поэтому, как правило, движение самокатов (в том числе электросамокатов) по тротуарам и пешеходным дорожкам не запрещено. Сейчас на федеральном уровне идёт активная работа, чтобы устранить этот правовой пробел и ввести в правила дорожного движения нормы, определяющие порядок использования средств индивидуальной мобильности», – поясняют в дирекции дорожного движения.
Что касается мощных электросамокатов, приравненных к мопедам, их владельцы, по данным ОГИБДД Перми, должны быть в мотошлемах, иметь права категории «М». При вождении без прав им грозит штраф до 15 тысяч рублей.
Выход из тупика
По словам представителей сообщества велосипедистов, у любителей велосипедных прогулок есть множество писаных и неписаных правил, которые принято выполнять. Так,
Адекватный человек не станет сигналить, пугая пешеходов. Звонок велосипедисты, как и автомобилисты, используют только для предотвращения аварии.
Скоростной режим для любителей велопрогулок регулируется дорожными знаками. Они могут ездить в городе со скоростью 60 км/ч. По поводу скорости движения на тротуарах в законе нет оговорок, но в этом случае действует пункт 24.6 ПДД – велосипедист не должен подвергать опасности людей на тротуаре. И гнать на высокой скорости было бы неправильно.
Опытные велосипедисты знают, что в городе есть много мест, где скоростной режим ограничен 40 км/ч, а в жилой зоне (она отмечена специальным знаком) можно ехать только со скоростью 20 км/ч.
Ещё одно правило, прописанное в ПДД: велосипедисты не имеют права пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Пересекать дорогу они могут только по проезжей части. Если они хотят пройти по пешеходному переходу, нужно спешиться.
В сообществе велосипедистов говорят, что многих конфликтов и травм можно было бы избежать, если бы люди изучили правила дорожного движения и внимательно смотрели на проезжающих автомобилистов и пешеходов, держали с окружающими зрительный контакт.
ПДД с детского сада
Руководитель сообщества велосипедистов PIN-MIX-PERM Александр Синявский:
«Хотелось бы, чтоб в Перми и Пермском крае была более развитая инфраструктура для велопрогулок. Не хватает велодорожек, велосипедных полос. Один из самых продвинутых городов России по развитию велоинфраструктуры – маленький город Альметьевск в Татарстане. Местный мэр поставил задачу развивать это направление. Поставили велосветофоры, специальные подставки для ожидания на светофоре, куда можно ставить ногу, пока не загорится зелёный свет. В городе есть сервисные станции для велосипедов. Можно подойти к такой станции, повесить велосипед, накачать колёса, подкрутить гайки.
Если грамотно построить велосипедную инфраструктуру, конфликты исчезнут. Нужно обучать детей правилам дорожного движения с детского сада. Выходя из школы, они должны знать ПДД очень хорошо.
Число велосипедов в России практически равнозначно числу автомобилей. И это создаёт массу возможностей. Например, хотелось бы, чтобы в регионе власти продумали и маршруты для велосипедистов, охватывающие разные населённые пункты. В Южной Корее человек, отправляясь в велосипедный поход, на стартовой точке оформляет документы, специальный паспорт, проходит по маршруту, отмечаясь в определённых местах. Понятно, что маршрут полностью снабжён необходимой инфраструктурой. А на финише путешественник получает сувенир. Если сделать такое в Пермском крае, это произведёт огромный эффект, принесёт доход региону, поможет привлечь туристов».
Каковы основные правила?
Инспектор отделения пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю Валентина Ветчанинова:
«Хотелось бы, чтобы ПДД соблюдали все участники дорожного движения. Напомню, что за нарушение правил велосипедистам грозит штраф в 800 руб.
Основные правила таковы: велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по велосипедной дорожке или полосе для велосипедистов. Если их нет или инфраструктура для велосипедистов чем-то заставлена, можно ехать по правому краю проезжей части. Если нет и такой возможности, тогда по обочине дороги. Если все эти способы недоступны, можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке. При этом нужно помнить: создавая помеху или опасность столкновения, велосипедист должен спешиться и вести себя как пешеход.
Юные велосипедисты от 7 до 14 лет не пользуются проезжей частью. Они могут ехать только по тротуарам, вело- и велопешеходным дорожкам в пределах пешеходных зон и в сопровождении велосипедиста старше 14 лет. Дети до 7 лет по велодорожкам и полосам ездить не должны. Их место – только пешеходные и велопешеходные дорожки на стороне, предназначенной для пешеходов, и тротуар».