Прошёл почти год с момента аварии танкеров в Чёрном море. Что сейчас происходит? Куда делся мазут, как изменилась экосистема и чего ждать дальше?
Мы обсудили это с двумя ведущими учёными Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН: Андреем Костяным, доктором физико-математических наук, специалистом по спутниковому мониторингу океана, и Инной Немировской, доктором геолого-минералогических наук, геохимиком, экспертом по нефтяному загрязнению Мирового океана.
В режиме ожидания
— В какой фазе находится загрязнение год спустя? Мы перешли от острой стадии к хронической?
— Острая фаза закончилась в середине января 2025 г., когда прекратились значительные утечки мазута из района аварии. К концу марта утилизация кормовой части танкера «Волгонефть-239» была завершена. Однако с середины мая утечки мазута из района аварии возобновились и продолжаются.
К счастью, новые шлейфы нефтяного загрязнения пока не достигают берегов Краснодарского края и Крыма. К хронической стадии мы ещё не перешли, при этом в северо-восточной части Чёрного моря наблюдаются и другие нефтяные загрязнения, не связанные с той аварией.
— Как изменился сам мазут за это время? Он стал более или менее опасным?
— Концентрация органических соединений в мазуте снижается: с 50,9 % в январе до 15,5 % в марте в пробах с пляжа Анапы. Несмотря на низкие температуры, шла не только естественная убыль лёгких фракций, но и трансформация микроорганизмами. К апрелю в составе исчезли лёгкие гомологи алканов и нафталины, но увеличилось количество асфальтенов.
— То есть, переводя с научного языка, мазут стал менее токсичным. Где его основные запасы сегодня? На берегу или в море?
— Основные запасы по-прежнему находятся в загерметизированных танках на дне моря. Требуются серьёзные решения по безопасному подъёму, транспортировке и утилизации трёх оставшихся частей танкеров. Несмотря на то, что берега Краснодарского края и Крыма были очищены ещё зимой, из района аварии ещё выносится мазут.
— Как солнце, вода и микроорганизмы повлияли на него?
— Процессы старения мазута привели к увеличению в его составе неуглеводородных компонентов, таких как смолы и асфальтены. Процесс разложения этих соединений происходит медленно, они менее токсичные, чем ПАУ, но их присутствие оказывает негативное влияние на биоту, в основном из-за их вязкости.
Кроме того асфальтены токсичны, так как в их составе присутствуют как ароматические и полиароматические кольца, так и алифатические цепи, а также сера, азот, никель, ванадий и др. металлы.
Асфальтены вызывают раздражение и повреждение кожи, а попадание их в глаза может привести к сильному раздражению и инфекциям; вдыхание паров или проглатывание может вызвать отравление, а также негативно повлиять на дыхательную и нервную системы.
— Что страшнее: сам мазут или продукты его распада?
— Отличительная черта разлившегося мазута — высокое содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), отдельные компоненты которых обладают канцерогенными и мутагенными свойствами.
Мы установили высокие концентрации ПАУ во взвеси придонных вод спустя 2,5 месяца после аварии. Однако аккумуляция идёт в донных осадках. В исследованных нами донных осадках в районе Керченского пролива и акватории Анапы мы не обнаружили нефтяных комков в мае и апреле, в основном они фиксировались в зоне заплеска на пляжах Анапы.
Хорошая новость: уже в апреле концентрации отдельных ПАУ в них не превышали безопасные уровни, а индексы токсичности снижались.

Хрупкая экосистема
— Произошла ли какая-либо перестройка в прибрежных экосистемах?
— На этот вопрос трудно ответить без масштабных экологических и гидробиологических исследований обширной акватории северо-восточной части Чёрного моря от Севастополя до Анапы, подвергшейся нефтяному загрязнению. Требуется время и целенаправленные наблюдения.
— Какова ситуация с донными сообществами — кормовой базой для рыб? Есть ли признаки восстановления?
— Анализ бентических сообществ спустя 2,5 месяца после начала выбросов не показал существенных стрессовых изменений естественной сукцессии. Однако видовое разнообразие было низким, а облик сообществ соответствовал ранней стадии восстановления в условиях продолжающегося угнетения.
— Сказалась ли катастрофа на миграционных путях дельфинов или птиц?
— Такое исследование никто не проводил, но явно это никак не отразится на изменениях миграционных путей. Хотя следует отметить, что достаточно большое количество птиц действительно погибло в результате загрязнения.

Что ждёт дальше?
— Насколько адекватными, на ваш взгляд, были первоначальные методы ликвидации?
— Методы ликвидации, включая очистку берега, были стандартными для данной ситуации. В море существует много способов борьбы с нефтяным загрязнением, наиболее эффективный для тонких плёнок — диспергаторы с добавлением микроорганизмов.
Но для ликвидации загрязнения береговой зоны физико-химические методы борьбы с загрязнением только разрабатываются. Поэтому пришлось убирать мазут механическим способом, т. е. срыть замазученный песок.
— Разные цифры фигурируют по собранному мазуту. Почему данные разнятся?
— ИО РАН не получал официальных данных об объёмах собранного мазута. Что касается цифр, озвученных в СМИ, то они значительно различались, а иногда даже превышали объём мазута, разлившийся при аварии. Мы понимаем, что это трудно оценить, поскольку на пляжах Анапы мазут собирался вместе с песком.
— Какую работу по ликвидации выполнила сама природа?
— Да, природа внесла определённый вклад в процесс самоочищения вод. Во-первых, течения и ветер разносили загрязнения в разных направлениях, включая открытое море, поэтому не весь мазут достиг берега. Во-вторых, часть мазута (лёгкие фракции) испарились в атмосферу, а тяжёлые фракции осели на дно и также не достигли берега. В- третьих, зимние штормы и норд-ост перемешивали нефтяное загрязнение и выносили его из прибрежной зоны в открытое море. Наконец, нефть — природный продукт, бактерии разлагают нефтепродукты, используя углеводороды в качестве источника питания, превращая их в более безопасные соединения.
— Наиболее реалистичный сценарий на ближайшие 5 лет?
— Вряд ли можно ожидать масштабного загрязнения, если, конечно, не произойдёт новый разлив из оставшихся частей танкеров при их подъёме или транспортировке. Поэтому пока загрязнение моря продолжает проявляться точечно в районе аварии судов.
— Каков риск вторичного загрязнения? Могут ли накопленные в донных отложениях токсины подняться, например, во время сильных штормов и отравить воду снова?
— Риск есть, и процесс идёт. В июле и августе 2025 г. в зоне прибоя под Анапой мы снова обнаружили смоляные комки с огромным содержанием мазута. Это и есть выброс загрязнения со дна. Концентрации в донных отложениях всё ещё очень неоднородны и далеки от нормы. В той же пробе, где нашли комки, содержание вредных веществ зашкаливало (ПАУ — до 66 357 мкг/г), а в других точках было почти фоновым (0,11 мкг/г). Так что дно ещё не успокоилось, и штормы могут поднимать эти запасы снова.
— Анапа стала заложницей?
— В первые пять суток после аварии дул ветер западных румбов, который и привёл к выносу мазута из района аварии на пляжи. Анапе просто не повезло. В другой синоптической ситуации могло не повезти курортам Южного берега Крыма.
— Если бы авария произошла сегодня, мы были бы готовы лучше?
— К сожалению, нет. Риски техногенных аварий существуют всегда. Это подтверждает опыт с авариями в районе литовской Клайпеды в 1981 г. (английский танкер «Глобе Асими» разлил 16 тыс. тонн мазута. Море очищали всем СССР почти год. - Ред.), а также аварии в Керченском проливе в 2007 и 2024 годах и на КТК в 2021 и 2025 годах, которые произошли как под копирку. Однако есть положительный момент: была создана межведомственная рабочая группа, которая подготовила доклад о ревизии научного и технического потенциала. Эти наработки должны быть реализованы.
— Что вызывает у вас, как учёных, наибольшую тревогу?
— Лицам, принимающим решения, не следует ждать следующих аварий, которые могут быть гораздо серьёзнее произошедших в декабре 2024 и августе 2025 года. Опыт ликвидации таких аварий в мире есть, его надо изучать и применять. Необходимо организовать постоянно действующую систему спутникового мониторинга нефтяного загрязнения Черного моря как превентивную меру, а также иметь на вооружении средства и методы, борьбы с загрязнением, что особенно важно для России, где находятся все значимые морские курортные зоны.