Улицы Перми заполонили самокаты. Любой желающий может взять в прокат это средство передвижения. Для этого не требуется предъявлять документы. Есть ли какая-то управа на гонщиков, разъезжающих на электросамокатах? Нужны ли права на этот вид транспорта?
Что за зверь?
В Правилах дорожного движения нет такого понятия, как электросамокат. Это пытаются на законодательном уровне уже несколько лет исправить ГИБДД, Общественная палата и Минтранс. Но пока результата нет. Зато некоторые электросамокаты удалось приравнять к мопедам.
«Если у самоката электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки менее 250 Вт, то управляющий им человек приравнивается к пешеходу, – поясняет заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по Перми Алексей Трясцын. – Когда мощность больше (от 250 Вт до 4 кВт), а развиваемая скорость выше 50 км в час, то официально это уже мопед – в обязательном порядке нужны права категории «М». Получить их может человек в возрасте от 16 лет. Управлять мощным электросамокатом (как и мопедом) следует в шлеме».
Управлять мощным электросамокатом (как и мопедом) следует в шлеме
Права можно получить только после обучения в лицензированной автошколе, сдачи внутреннего экзамена и испытаний в ГИБДД. Всё это предполагает наличие справки о состоянии здоровья (претендент должен пройти медкомиссию).
«В соответствии с Правилами дорожного движения, водитель без прав отстраняется от управления транспортным средством. Оно помещается на специализированную стоянку. Это предусматривает ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Кроме того, за такое нарушение грозит штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей, – рассказывает инспектор отделения пропаганды отдела ОАР и ПБДД УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю Татьяна Каюмова. – А за отсутствие шлема во время управления транспортом категории «М» предусмотрен штраф в 1 тысячу рублей».
При этом возникает вопрос: как узнать, какая мощность у самокатов, которые можно взять напрокат повсеместно на улице? Ведь документы с техническими характеристиками к ним не прилагаются.
«Сейчас в Пермском крае кикшерингом (прокатом электросамокатов) занимаются компании, у которых самокаты мощностью до 250 Вт», – говорит Алексей Трясцын.
То есть права на такой транспорт формально не нужны. Однако на самих самокатах стоит ещё возрастное ограничение - 18+.
Как решить проблему гонщиков?
В прошлом году в регионе произошло 34 ДТП с участием жителей на электросамокатах и мопедах. Два человека погибли, 36 получили травмы. В 11 авариях пострадали дети. Как решить проблему бездумных гонщиков, если законодательно ограничено пользование только мощными самокатами? В ГИБДД обещают проводить регулярные рейды, чтобы привлекать к ответственности таких нарушителей (только в 2021 г. в Прикамье пресекли 484 нарушения).
В 2021 году в регионе произошло 34 ДТП с участием жителей на электросамокатах и мопедах. Два человека погибли, 36 получили травмы.
«В центре Перми сейчас действует система медленных зон. Попадая в них, самокат издаёт звуковой сигнал и автоматически снижает скорость или останавливается. Такие зоны есть на Комсомольском проспекте, улице Ленина. Там можно кататься со скоростью не более 20 км/ч. А в парках и скверах получится разогнаться лишь до 15 км/ч. На набережную Камы и вовсе не удастся выехать на электросамокате, потому что кататься там теперь запрещено, – рассказывает Алексей Трясцын. – С картой медленных и запрещённых для электросамокатов зон можно ознакомиться на сайтах компаний, которые занимаются кикшерингом».
К слову, этой весной самокатов в Перми станет ещё больше. Зона кикшеринга расширится в мкр. Парковом до ул. Трамвайной, появится в Индустриальном районе и мкр. Крохалева, Ива, Владимирский, Красные Казармы. Кстати, то, что на управление электросамокатами мощностью до 250 Вт не нужны права, ещё не означает, что их водители не должны соблюдать правила.
«Им следует передвигаться по велодорожкам. Если таковых нет – по тротуарам, но с пониманием, что преимущество в движении всегда у пешеходов. Нельзя управлять электросамокатом в нетрезвом виде. Обе руки необходимо держать на руле, а ноги – на платформе. Это поможет вовремя затормозить в непредвиденной ситуации», – говорит Татьяна Каюмова.
Водителям следует передвигаться по велодорожкам. Если таковых нет – по тротуарам, но с пониманием, что преимущество в движении всегда у пешеходов. Нельзя управлять электросамокатом в нетрезвом виде. Обе руки необходимо держать на руле, а ноги – на платформе.
Также следует заранее обдумывать маршрут, чтобы избегать узких тротуаров. На электросамокатах нельзя катать пассажиров. Родителям рекомендуют предостеречь детей от поездок на электросамокатах и регулярно напоминать им о правилах дорожного движения.