Дебаркадер, или, попросту говоря – плавучая пристань, был у краснокамцев в течение многих лет. Ведь, как известно, город расположен на берегу красавицы Камы, а в прошлом, счастливом для камского пароходства веке по реке активно плавал речной транспорт.
Какие только суда ни причаливали к краснокамской пристани. Но особенной популярностью пользовалась «калоша», которая перевозила желающих отдохнуть на левом берегу в жаркие летние дни. Краснокамцы еще помнят теплоход «Москва», а также ракеты и метеоры, регулярно совершающие рейсы до Верхней Слудки и Усть–Качки – в те времена это были излюбленные места отдыха горожан. Но все кануло в Лету вместе с умирающим судоходством еще в конце прошлого столетия. И в редких случаях совершения речных прогулок люди были вынуждены довольствоваться трапом, брошенным прямо на набережную.
Берите и владейте!
Новость о том, что пристань вновь появится на прежнем месте – на набережной микрорайона «Кама» – обрадовала жителей еще летом 2013 г. Даже праздник хотели организовать по этому поводу. Однако повода для радости до настоящего времени так и нет. Сделка по приобретению плавсредства «Дебаркадер–78» действительно состоялась в июле 2013 г. по распоряжению Юрия Крестьянникова, главы администрации Краснокамского р–на. Денежные средства (4 млн руб.) на приобретение имущества выделили по решению Земского собрания на основании изменений, внесенных в бюджет в июне 2013 г. Как следует из официальных разъяснений, это нужно было «…для содействия развитию малого и среднего предпринимательства путем оказания имущественной поддержки в виде предоставления имущества в аренду на льготных условиях по программе «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснокамском р–не на 2012–2015 гг.». Цену судна определили на основании подготовленного оценщиком отчета о его рыночной стоимости. Известно также, что «Дебаркадер–78» предлагалось приобрести в собственность администрации городского поселения, а цена его тогда была значительно ниже. Состояние объекта и перспективы использования по назначению вызвали у Юрия Чечеткина, городского главы, множество вопросов, и от сделки отказались.
Как бы там ни было, четырехмиллионное приобретение района год спустя продолжало свою жизнь, качаясь на камских волнах у берега в микрорайоне «МЖК». И вид, надо сказать, у пристани уже тогда был весьма плачевный. В том же 2014 г. прокуратура города провела проверку законности этого приобретения. Ее результаты сообщила нам и. о. прокурора Краснокамска Надежда Батуева.
«Поскольку дебаркадер был приобретен у единственного продавца без проведения торгов, организующихся в соответствии с законодательством РФ, и без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, материалы проверки направили в УФАС по Пермскому краю для оценки соответствия законодательству о защите конкуренции заключенной сделки. Антимонопольщики в возбуждении дела отказали в связи с недостаточностью установленных обстоятельств. Пациент скорее мертв, чем жив?», - восклицает Надежда Батуева.
Ранее был составлен акт внеочередного освидетельствования судна, проведенного сотрудниками Камского филиала Российского речного регистра. В нем был перечислен ряд недостатков: отсутствие трапов и дверей, оконных стекол, частично демонтированные судовые системы осушения и вентиляции, несоответствующее необходимым требованиям якорное и швартовое оборудование и масса других. Специалисты отметили, что бортовая обшивка имеет сквозное выкрашивание бетона и оголение арматуры (а попросту – дыры), а палуба второго яруса не обеспечивает водонепроницаемость. Плюс ко всему оборудование экологической безопасности имеет предельный износ. В заключительной части документа судно признали негодным к эксплуатации.
Благими намерениями…
Но именно этот объект должен был порадовать горожан, принести прибыль в районный бюджет и помочь неким предпринимателям открыть в нем на льготных условиях летнее кафе. Еще год спустя, уже в наступившем 2015 г., дебаркадер перекочевал к берегу микрорайона «Рейд». Оттуда он был отбуксирован в неизвестном направлении.
«Изначально дебаркадер приобрели для восстановления работы причала и пароходства в районе. При покупке выдали свидетельство о годности к плаванию. Но впоследствии приняли решение о передаче судна в концессию юридическому лицу, что и сделали на 10 лет с обязательством вложения денежных средств (не менее 500 тыс. руб.). В течение трех лет эта компания будет освобождена от концессионной платы, в дальнейшем ее размер будет 13 415 руб. в месяц. Со слов концессионера, объект готовится к постановке на воду, состояние его удовлетворительное», - рассказал «АиФ–Прикамье» и. о. председателя комитета имущественных отношений КМР Владимир Трусов.
Не нужно быть великим экономистом, чтобы увидеть, насколько выгодно это приобретение для районного бюджета: сумму в 4 млн руб. удастся «отбить» примерно через четверть века, и это без учета инфляции! Для кого и зачем в таком случае был куплен этот старый дебаркадер, пока остается загадкой. Информацию о том, у кого конкретно он был приобретен и какому именно юрлицу был передан, г–н Трусов посчитал конфиденциальной. Тем не менее из других источников нам стало известно, что название фирмы–концессионера звучит весьма подходяще – «Уралвторчермет».
Из Краснокамской прокуратуры сообщили, что в настоящее время проводятся дополнительные проверочные мероприятия, по окончании которых будет решен вопрос о повторном направлении материалов в краевое УФАС. И это правильно. Слишком много белых пятен в этой истории. Недоумение вызывает следующая фраза из официального ответа Краснокамской прокуратуры: «Доводы о нецелесообразности приобретения данного имущества относятся к вопросам обоснованности, взвешенности принятия органами местного самоуправления Краснокамского муниципального района решений, эффективности расходования бюджетных средств и не могут быть оценены с позиции соответствия или несоответствия закону». Витиевато и сложно для понимания.
Получается, что чиновники могут самостоятельно решать, как, куда и сколько тратить бюджетные средства? И контролировать могут себя тоже самостоятельно. А ведь цена вопроса для района немалая – 4 млн руб. Неужели никто за это не ответит?