То, что обычные школьники делают неохотно, для таких ребят - просто мечта. Они хотят учиться в обычной школе. Как все.
Несколько лет назад в Прикамье стали появляться инклюзивные учебные заведения, где вместе учатся и здоровые дети, и дети с определёнными особенностями. Общество стало отворять двери для инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Правда, медленно. И не очень охотно. Почему?
Запереть дома?
Внучке Татьяны ЧЕРЕМНЫХ 12 лет. Алиса любит петь, писать волшебные сказки и мастерить поделки. Она учится в обычной школе и с удовольствием общается с одноклассниками. Только даётся ей всё это сложнее, чем обычным детям. Девочка не может ходить, она передвигается на коляске.
- Мы всегда старались сделать так, чтобы Алиса, несмотря на болезнь, посещала детский сад и школу. Ей, как и любому ребёнку, очень важно общение с другими детьми. Когда Алиса окончила начальную школу, её состояние ухудшилось, и она села в коляску. Нам пришлось перевести её на домашнее обучение, так как в той школе не было условий, - рассказывает Татьяна Черемных. - Целый год она провела дома. Девочка стала замкнутой, грустной, у неё началась депрессия. Мы стали всерьёз опасаться за её душевное состояние. Я знаю, что многие педагоги говорят, что для таких детей нужно дистанционное образование - мол, удобнее учиться дома. Думаю, что у них просто нет особенных детей и они не знают, что происходит с ребёнком, запертым в четырёх стенах. К тому же полноценным образованием это не назовёшь. Да, к Алисе приходили учителя, но не каждый день. Так что школьную программу за прошлый год она не освоила.
В пермской школе № 114, которую с этого учебного года посещает Алиса, есть условия для инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Они учатся на всех ступенях образования: с 1-го по 11-й классы. Среди них есть ребята с нарушением опорно-двигательного аппарата, проблемами со слухом и зрением, задержкой психического развития.
Со взрослыми трудно
- Все наши ученики, независимо от состояния здоровья, прекрасно ладят, проблем в общении у них нет. Вот кого до сих пор приходится приучать к тому, что в школе находятся необычные ученики, так это взрослых, - говорит Валентина ФЕДОТОВА, директор школы № 114. - Проще всего оказалось объяснить такое соседство родителям здоровых детей. Когда у нас возникла идея после проведения капремонта сделать школу инклюзивной, мы спросили, согласны ли они. «Нет» ответил только один человек. Правда, уже после открытия, когда нездоровые дети появились в школе, одна мама пришла ко мне с претензиями. Но я напомнила ей, что она сама дала согласие. Но это редкий случай. Труднее с учителями. С ними работает хороший психолог, но я всё же до сих пор не могу сказать, что абсолютно все педагоги готовы принять таких детей. И их можно понять: ребята особенные, требуют от них много внимания и сил.
Тем не менее в школе есть специалисты, подготовленные для работы с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. И их обучение продолжается постоянно. Классы оборудованы по последнему слову техники: слова учителя могут понять даже слабослышащие дети. В школе есть пандусы, подъёмники, специальные поручни в туалетах. Конечно, многое ещё предстоит сделать.
К сожалению, таких современных учебных заведений пока немного. Средства по программе «Школа равных возможностей» на сегодняшний день получили 9 образовательных учреждений края. Три из них - в Перми, остальные - в Березниках, Кунгуре, Краснокамске, Чернушинском районе (с. Калиновское). Программы и методики для обучения особых детей есть более чем в 150 школах Прикамья.
Перестройка сознания
Инклюзивное образование в России - сравнительно новое явление, к которому многим ещё предстоит привыкнуть. Сейчас совместное обучение прописано в новом образовательном стандарте. На 2016 г. в стране запланировано множество проектов, связанных с подготовкой кадров для таких школ, разработкой учебников, обеспечением доступной среды.
Анна ГОРНОВА, зам. директора пермского Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, говорит, что доступная среда - это не только и не столько пандусы.
- На самом деле это готовность общества принимать особенных детей. Для этого многим нужно перестроить своё сознание, чтобы относиться к таким ребятам спокойно, как к обычным мальчикам и девочкам, - уверена Анна Горнова.
С января 2016 г. в расписании школ Пермского края появятся уроки толерантности к инвалидам. Подобную просветительскую работу, возможно, стоит проводить и со взрослыми, которые не хотят видеть нездоровых ребят рядом со своими детьми. В стране известны вопиющие случаи нетерпимости. Например, родители учеников одной московской школы отказались платить за школьный альбом, куда попали фотографии девочки с синдромом Дауна. Учебное заведение это, по злой иронии, инклюзивное.
- Будущее - за совместным обучением, - уверена бабушка Алисы. - Специально для таких детей в реальной жизни никто тепличных условий не создаст, поэтому важно готовить их к жизни в обществе. К тому же находиться в изоляции психологически очень трудно. Как только моя внучка пошла в школу, у неё сразу изменилось настроение. Она повеселела, у неё появился интерес к жизни. Это для меня является главным доказательством важности инклюзивного образования.
Учиться могут все
Анастасия ГИЛЁВА, президент общественной организации «Счастье жить»:
- По закону все дети обязаны учиться. Не дай бог, вы не приведёте своего ребёнка в школу. В этом случае у вас будут проблемы. А вот в отношении детей-инвалидов такого обязательного требования нет. Если родитель не знает, что такое ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия. - Авт.), то его больной ребёнок будет сидеть дома, и никто его не заметит. Мне известен случай, когда особый ребёнок начал ходить в школу в 12 лет. Родители думали, что он необучаемый. Могу сказать, что необучаемых детей очень мало. Это только те, кто находятся в вегетативном состоянии и нуждаются в паллиативной помощи.
Когда мы говорим об инклюзивном образовании, очень важна и ответственность самих родителей. Нужно понимать, что если они привели своего ребёнка в инклюзивную школу или группу в детском саду, они должны плотно работать с психологом, логопедом, дефектологом. Помогать и своему ребёнку, и педагогам.
Решать родителям
Наталья ЛЕСТОВА, консультант отдела общего образования управления общего образования и воспитания детей Минобрнауки Пермского края:
- Для того чтобы люди приняли тех, кто на них не похож, нужно сформировать инклюзивную культуру. Это не дело одного дня. А вот когда дети изначально растут вместе, их толерантности учить не надо.
Условия для совместного обучения в регионе есть. Другое дело, что край у нас большой, и пока не везде это доступно. В Перми возможностей, конечно больше. Получить информацию можно в органах управления образованием своей территории. Там подскажут, есть ли в населённом пункте ин-
клюзивное образование, коррекционные школы. Выбрать ту или иную форму обучения поможет ПМПК. Специалисты комиссии помогут родителям понять, нужно ли ребёнку специальное обучение. Есть и краевая ПМПК, которая тоже даёт бесплатные и анонимные консультации. Хочу обратить внимание на то, что заключение комиссии носит рекомендательный характер. Окончательное решение всегда остаётся за родителями.
Кстати
В Перми работает «Школа особых знаний» для детей с ограниченными возможностями. Здесь бесплатно занимаются ребята самого разного возраста: от полугода до 18 лет. Воспитанники совершенствуют двигательные, сенсорные и речевые функции. Также преподаватели помогают детям формировать навыки самообслуживания. Все занятия групповые. В школе есть и инклюзивные группы, где вместе занимаются здоровые ребята и те, у кого есть особенности в развитии.
В ноябре школа открыла три новых направления: пластика, сказкотерапия и флористика. Расписание занятий - на сайте общественной организации «Счастье жить».
Уроки проходят на ул. Сивкова,14; ул. Ленина, 10; ул. Мира, 39. Никаких специальных направлений получать не нужно. Надо иметь в виду, что на какие-то занятия вход свободный, на какие-те - по билетам. Билеты тоже бесплатные, но их можно получить в Центре комплексной реабилитации инвалидов по ул. Сивкова, 14.
Кроме Перми запланированы уроки и в Краснокамске, Осе, Добрянке и Кунгуре.
Дополнительную информацию можно получить по тел. 8-902-79-28-024.
Поменять точку зрения
Ольга ВОРОШНИНА, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета:
- Самое сложное - поменять свой взгляд на инвалида и понять, что ему мешает жить не его недостаток, а неготовность общества принять его таким, какой он есть. У нас пока к таким людям относятся как к немощным. А это значит, что возможности для получения помощи у них есть, а для самореализации - нет.
Инклюзивное образование предполагает равные возможности для обучения. Однако, как профессиональный дефектолог, могу сказать, что есть дети, которым лучше создавать защищённое образовательное пространство, и оно есть в коррекционных школах. Но выбор в конечном итоге всегда за родителями. С мамами и папами нужно очень плотно работать, объяснять, что если их ребёнок учится в инклюзивной школе, то они и несут большую ответственность за него, не только коллектив учебного заведения. Педагоги должны получить полную информацию о состоянии здоровья такого ученика. В свою очередь и учителя обязаны давать все необходимые сведения об обучении его родителям.
Конечно, очень важно, чтобы школа была готова принимать таких ребят. Краевое Министерство образования уже 4 года финансирует курсы повышения квалификации для педагогов, которые работают с особыми детьми. Вы же понимаете, что нельзя просто привести ребёнка к преподавателю, который не знает, как его учить.