Иногда высокие технологии можно так называть в буквальном смысле. Пермские учёные придумали, как как повысить безопасность авиаперелётов с помощью нейросетей.
Исследователи ПНИПУ разработали уникальный регулятор работы газотурбинного авиадвигателя. Технология позволит значительно повысить безопасность полетов гражданских самолётов. Сами учёные говорят, что разработка основана на сочетании «интуиции и строгости» искусственного интеллекта.
Универсальный регулятор
Когда работает газотурбинный двигатель важно постоянно контролировать множество различных параметров. Для решения этой задачи сейчас используют селективный регулятор. При отклонении параметров от нормы он управляет дозатором, воздействующим на эти технологические величины. Минус технологии в том, что в этом случае элементы двигателя быстро изнашиваются, а точность регулирования остается низкой.
«В процессе эксплуатации требования к характеристикам двигателей могут изменяться. Если регулятор рассчитан на одни параметры настроек, то со временем он будет хуже справляться со своей задачей. Такой механизм требует постоянной коррекции заложенных алгоритмов, что увеличивает цену его обслуживания. Наш регулятор более адаптивен, он «приспосабливается» к изменяющимся условиям внешней среды, что делает его универсальным средством управления», – рассказал один из разработчиков, аспирант кафедры «Автоматика и телемеханика» электротехнического факультета ПНИПУ Сергей Сторожев.
Гарантированная тяга
Исследователи говорят, что их регулятор основан на анализе «пройденного пути» каждой входной переменной. Что такое входные переменные? Это сигналы, поступающие с датчиков. А выходные переменные – сигналы управления температурой и частотой вращения элементов двигателя. Повысить качество управления можно за счёт измерения и анализа всех компонентов, которые входят в структуру турбореактивного двигателя.
«Новый регулятор позволит значительно снизить неопределённость в работе камеры сгорания двигателя, обеспечив гарантированную тягу самолета. Разработка поможет повысить надежность авиадвигателя. При этом можно снизить затраты на аппаратное обеспечение и сократить время регулирования», – рассказал Сергей Сторожев.
Сейчас учёные планируют провести испытания в реальных условиях. Испытания пройдут на площадке одного из промышленных предприятий Прикамья.