(обновлено )
Примерное время чтения: 12 минут
408

Транспортный квест. Люди не могут попасть к врачам из-за нехватки автобусов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Прикамье 22/01/2025
Пенсионеры из трёх деревень Краснокамского округа Пермского края не могут попасть к врачам из-за проблем с автобусами.
Пенсионеры из трёх деревень Краснокамского округа Пермского края не могут попасть к врачам из-за проблем с автобусами. / Екатерина Горбунова / Народный фронт Пермского края / Коллаж АиФ

Жители трёх деревень Краснокамского округа Пермского края остались без регулярного автобусного сообщения. Большая часть из них – пенсионеры. Чтобы узнать, придёт ли автобус по расписанию или, в очередной раз задержится на несколько часов (а то и на сутки), пожилым людям приходится лично звонить перевозчику. А если выясняется, что рейса не будет, пенсионеры вынуждены идти пешком до федеральной трассы. Подробности транспортной проблемы – на сайте perm.aif.ru.

«Приедет – не приедет»

После смены перевозчика в деревнях Гуляево, Заречная и Клёпики серьёзно ухудшилась ситуация с транспортом. Жители никогда не знают, придёт ли автобус до окружного центра в этот раз,  рассказала perm.aif.ru жительница Татьяна Гуляева. В надежде на помощь, жители обратились к активистам «Народного фронта Пермского края».

«Раньше так хорошо транспорт ходил! Летом к нам автобус приезжал через каждые два часа, а зимой – трижды в день: утром, днём и вечером. Мы всё успевали: и в магазин сходить, и в больницу съездить», – вспоминает собеседница.

Но в конце апреля 2024-го года у автобусного маршрута № 187, который курсирует от Краснокамска до Клёпиков, сменился перевозчик. По словам собеседницы, сейчас, прежде чем собраться в поликлинику или в большой магазин, который находится в Краснокамске, местные жители вынуждены звонить перевозчику Анатолию Сидорову и узнавать, приедет ли к ним сегодня автобус.

«Иногда он отвечает, что автобус будет в 10:50 или только днём, около 14:00. А иногда говорит, что на сегодня у него нет водителя, чтобы ехать к нам. Бывает и так, что целую неделю нет автобуса», – разводит руками пенсионерка.

На зиму в деревне остаются один пенсионеры.
На зиму в деревне остаются один пенсионеры. Фото: АиФ/ Дмитрий Шадрин

Летом в Гуляево, Заречную и Клёпики приезжает много дачников. А зимой здесь живут лишь пенсионеры. Практически все – инвалиды и вынуждены часто показываться врачам. При этом ближайшая к деревням поликлиника расположена в Краснокамске. 

По словам Татьяны Гуляевой, чтобы решить проблему, местные жители обращались и в транспортный сектор Краснокамского округа, и в администрацию главы Краснокамска. 

«Нам говорят – "хотите больше автобусов – найдите водителей". А где мы будем их искать? Это же не наша работа», – возмущается женщина. 

Пенсионерка рассказывает: если автобус № 187 приехать не может, то жителям приходится идти до федеральной трассы и дожидаться автобуса №532 (он идёт от Нытвы до Перми). Он останавливается и забирает пассажиров только в том случае, если в салоне есть свободные места. Если мест нет – приходится ждать следующий. 

У большинства жителей трёх деревень есть инвалидность.
У большинства жителей трёх деревень есть инвалидность. Фото: freepik.com

«Из Гуляево идти до трассы нужно около 2 км, – пояснила собеседница. – И вот мы, 70-летние пенсионеры, идём вдоль дороги. Машины идут, и мы идем. Дорога то почищена, то нет. А, например, пенсионеры из Заречной идут уже 4 км, из Клёпиков – 6 км. Есть у нас 87-летний дедушка. Он тоже идёт с нами пешком. Устанет – сядет в снег отдыхать, потом опять идёт. Его из стороны в сторону шатает, мы все боимся за него. Бывает, машины останавливаем, чтоб только кто-то нашего дедушку подвёз», – рассказывает Татьяна Гуляева. 

Сменил новый перевозчик и маршрут движения автобуса № 187, жалуется пенсионерка. Если раньше он сразу выезжал из Краснокамска и ехал  по деревням округа, то теперь  автобус  сначала едет через весь город и только потом направляется в Клёпики. 

«А бывает, что мы сядем в автобус, а он по пути ломается. Мы по два часа сидим в холодном салоне, пока его ремонтируют», – добавляет женщина.

Бывает и так, что до Краснокамска местные жители добираются, а вот обратно попасть не могут. Например, когда просидят долго в очереди в поликлинике. Тогда пожилым людям приходится опять добираться на перекладных,а потом в темноте идти от трассы до дома. 

Летом проще – помогают дачники. Пермяк Александр Бравин, владелец дачи в Клёпиках, подвердил perm.aif.ru, что ему нередко приходилось подвозить соседей-пенсионеров, потому что автобуса люди ждут часами.

Конкурс не состоялся

В администрации Краснокамского округа perm.aif.ru сообщили, что прежний перевозчик, который обслуживал маршрут № 187, Анна Андриевская с 16 апреля прекратила обслуживание автобусного маршрута № 187 «по личной инициативе» – из-за отсутствия необходимого количества водителей для выполнения взятых на себя обязательств в 2022 году. 

Водителей автобусов становится всё меньше.
Водителей автобусов становится всё меньше. Фото: ru.freepik.com

В секторе дорог и транспорта Краснокамска perm.aif.ru  сообщили, что ИП Сидорову этот маршрут на обслуживание передали без конкурса.

«В 2024 году мы провели три конкурса на обслуживание маршрута № 187: в феврале, в июле и в ноябре. Но все они были признаны несостоявшимися, потому что перевозчики не подали ни одной заявки», – пояснили в ведомстве.

Поэтому Анатолия Сидорова просто попросили взять маршрут. 

«Сидоров – наш, Краснокамский, перевозчик. Он давно уже здесь работает. Обслуживает один городской маршрут и несколько пригородных: маршрут № 200 (до посёлка Майского), садоводческие маршруты № 9 и 514», – рассказали местные власти. 

В секторе дорог и транспорта Краснокамского округа пояснили: перевозчик не успевает соблюдать расписание по той же причине – не хватает водителей.

Не все рвутся быть водителями автобусов.

Водители в Краснокамском округе часто переходят от одного перевозчика к другому. Фото: АиФ/ Илья Пригожин

«Многие водители прекратили работать по состоянию здоровья, кто-то вышел на пенсию, а кто-то уехал на СВО.  Молодёжь в водители не идёт», – с грустью замечают местные чиновники. 

По информации администации Краснокамского округа, в муниципалитете работают  четыре перевозчика. Один из них обслуживает только городские маршруты Краснокамска. Двое – пригород. А у четвёртого есть два городских маршрута и четыре пригородных.

«У нас водители часто переходят от одного перевозчика к другому, если им что-то не понравится. А есть среди них и те, кто может уйти на выходной, а с выходного не выйти…», – рассказала perm.aif.ru собеседница в секторе дорог и транспорта Краснокамского округа.

Власти рассказывают, что пишут перевозчикам письма с просьбой поискать водителей, озвучивают проблему на совещаниях. 

«Мы сами не трудоустраиваем водителей. Перевозчики подбирают кадры самостоятельно, потому что с начала 2000-х годов у нас нет муниципального автотранспортного предприятия – только «частники», –  пояснили в секторе дорог и транспорта.

Местные власти рассказывают, что обращались для решения вопроса в администрацию Нытвы. Но там им тоже сообщили, что свободных водителей нет. 

Траспортную проблему пытаются решить на совещаениях.
Транспортную проблему пытаются решить на совещаниях. Фото: freepik

А вот число рейсов до посёлка Майского удалось увеличить – благодаря пермскому перевозчику. Но на другие маршруты в Краснокамском округе автобусов уже не хватило. 

«С министерством транспорта и с организатором пассажирских перевозок мы встречались неоднократно. Приезжали, согласовали с ними расписание, смотрели, сколько они смогут добавить нам рейсов из имеющихся у них автобусов. Переговоры вели с июля по сентябрь. И вот с 18 октября удалось увеличить число рейсов от Краснокамска  до Майского (№  817 и 543»), – пояснили в ведомстве. 

В феврале администрация Краснокамска вновь планирует объявлять конкурс на обслуживание маршрута № 187. Если конкурс не состоится, возить людей будет продолжать тот же перевозчик – Анатолий Сидоров.

«Эта проблема существует не только в Краснокамском муниципальном округе, но и в Пермском крае в целом», – добавили местные власти.

«Работаю в убыток»

Перевозчик Анатолий Сидоров рассказал perm.aif.ru, что для качественного обслуживания маршрутов ему не хватает водителей. 

«При нынешней нагрузке нам надо бы добрать ещё хотя бы четырёх человек. На 187-м маршруте у нас должно быть два водителя. Но сейчас работает один. Остальные ушли: кто на новые автобусы, кто на пенсию, а кто просто не хочет работать. За последний год уволились шесть человек», –  поделился собеседник.

Зимой перевозка пассажиров по маршруту № 187не окупается.
Зимой перевозка пассажиров по маршруту № 187не окупается. Фото: АиФ/ Евгения Гаева

По словам предпринимателя, число рейсов, которые совершает тот или иной маршрут зависит от выручки.

«Летом получается сделать больше кругов. А зимой пассажиропоток очень маленький: ездит  по пять человек в день. А приходится "гонять" 30-местный автобус. Даже если микроавтобус туда поставить, он будет работать в убыток, не говоря уже о большом автобусе. Зарплата, естественно, у водителей небольшая. Бывает, даже технику заправить не на что. И приходится выбирать: либо заправить автобусы, либо заплатить побольше водителям», – объяснил он.  

По словам Анатолия Сидорова, он согласился обслуживать маршрут № 187 потому что его об этом попросили в администрации. Но кроме кадровых сложностей есть ещё проблема изношенности автопарка, которая усугубляется из-за текучки сотрудников. 

«Отработали – автобус бросили. Сломался – чёрт с ним», – жалуется предприниматель на нерадивость водителей.

А вот закупить новые автобусы самостоятельно ему не под силу. Просил помочь администрацию, но ответа не получил.

А пока власти и бизнес продолжают кивать друг на друга, около 40 пенсионеров из трёх деревень вынуждены курсировать пешком до федеральной трассы, в надежде успеть на приём к врачу.

Сайт perm.aif.ru продолжает следить за развитием событий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах