Пермяки сообщают, что видят на улицах краевой столицы всё больше электровелосипедов. Многие в недоумении, поскольку помнят, какая война развернулась в городе между мэрией и кикшеринговыми компаниями в минувшие годы. Тогда из-за жалоб на брошенный где попало элетротранспорт и рост числа ДТП с его участием власти ввели несколько запретов. Самокаты, а затем и велосипеды исчезли с улиц. Надолго ли они появились на этот раз?
Опять бросают
Пермяки пишут, что видят электровелосипеды повсюду. Где-то они стоят на специальных парковках, а где-то — просто на тротуаре.
«Их не так много, как было раньше. Смущает то, что местами транспорт оставляют под ногами. Мы видели велосипеды, брошенные на тротуаре бульв. Гагарина и ул. Макаренко. Почему власти их не вывозят?» – написал пермяк Николай Болотов.
«Столкнулись с электровелосипедами прямо на эспланаде. Там для них даже установлена парковка. А мы думали, что в центре и на улицах особого градостроительного значения такой транспорт запрещён, – говорит Анастасия Волкова. — Также заметили велопарковки для электротранспорта у некоторых супермаркетов. Всё легально? Можно кататься?»
Во всех случаях пермякисообщают о «жёлтых велосипедах». Этот транспорт кикшеринга Whoosh. В компании рассказали, что в Перми представлено около 400 велосипедов, но не все находятся на улицах города единовременно.
Возвращение в столицу Прикамья сервис анонсировал ещё весной. Тогда говорилось, что количество транспорта будет постепенно расти, а у байков теперь есть замки, которыми их в обязательном порядке следует пристёгивать к элементам парковки.
«Поездки на электровелосипедах должны осуществляться с учётом ПДД и правил сервиса, которые прописаны в договоре оферты, — рассказали
«АиФ-Прикамье» в компании Whoosh. — За несоблюдение правил предусмотрены штрафы от 500 до 150 000 руб. При систематических или серьёзных нарушениях аккаунт пользователя блокируется».
Точки размещения электровелосипедов отмечены в приложении сервиса. Там же – те самые правила, на сайте компании указание, что электротранспорт предназначен только для совершеннолетних (18+). Как относятся власти к таким велосипедам?
«Это транспортное средство, которое должно размещаться только на велопарковках. В Перми проектом организации дорожного движения их согласовано 82», – рассказали «АиФ-Прикамье» в городском департаменте дорог и благоустройства.
Также в мэрии пояснили, что ранее введённый запрет на парковку в центре Перми и 38 улицах особого градостроительного значения распространяется на электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ), коими велосипеды не являются. Последние подпадают под другие требования.
«Напомним, что в начале мая 2024 г. было подписано постановление о порядке освобождения территории города от бесконтрольно брошенных средств передвижения. К таковым относятся электровелосипеды, оставленные вне разрешённых мест. Такой транспорт не должен препятствовать передвижению пешеходов, уборке тротуаров коммунальной техникой и безопасности дорожного движения», – добавили в мэрии Перми – Специалисты районных администраций ежедневно проводят рейды по выявлению и перемещению брошенных средств передвижения. Составляется акт по форме. Производится фотофиксация нарушения. Электровелосипеды перемещаются к месту хранения. Владельцам их возвращают при предъявлении документов, подтверждающих право на имущество, и оплаты всех расходов, связанных с транспортировкой и хранением. Плата за перемещение одного электровелосипеда составляет 1 500 руб. Хранение в течение одного дня обойдётся в 100 руб. По данным администрации Перми, в прошлом году за май- октябрь с улиц пришлось вывезти 1040 электровелосипедов. В этом году шеринговая компания ужесточила требования для пользователей, в результате чего фиксация нарушений происходит намного реже.
«В 2025 г. перемещено 32 транспортных средства. В зоне хранения, по данным на 2 августа, находилось шесть изъятых электровелосипедов. Остальные были возвращены владельцам», — рассказали в мэрии.
Конфликт исчерпан?
Казалось бы, ситуация в Перми устаканилась. Удалось кикшеринговым компаниям прийти к общему знаменателю с властями?
«Диалога с мэрией по- прежнему нет. Несмотря на востребованность электровелосипедов и обращения горожан, власти не готовы к общению, — говорят в компании Whoosh. – В условиях действующих в городе правил сложно говорить о развитии сервиса в Перми. Но для нас очевидно, что в городе есть большой запрос на микромобильный транспорт. Он действительно может сделать повседневную жизнь горожан более комфортной. Поэтому мы, конечно, не отказываемся от диалога.
Отмены запретов добиться пока не удалось.
«Нижегородский апелляционный суд оставил в силе решение предыдущей инстанции и подтвердил законность внесённых в Правила благоустройства на территории города Перми изменений», – рассказали в мэрии.
Сколько ДТП
Изменилась ситуация по происшествиям после того, как власти ввели запреты, касающиеся электротранспорта? Статистику предоставили в Госавтоинспекции Перми.«В 2023 г. с участием СИМ зарегистрировали 77 ДТП, в которых 1 человек погиб и 82 получили травмы, — рассказали в Госавтоинспекции. — В 2024 г. произошло 12 аварий, в которых 13 человек были травмированы. В 2025 г. с СИМ зарегистрировали 3 ДТП. Пострадали три человека. Что касается электровелосипедов, по ПДД они не относятся к СИМ, потому по ним статистика отдельно не ведётся».
В Перми хотят запустить электросамокаты на вечном ходу для обхода запрета
10 тысяч жителей просят сервис кикшеринга вернуть электросамокаты в Пермь
В Перми весной хотят возобновить работу два сервиса кикшеринга
Электровелосипеды вновь появятся на улицах Перми весной 2025 года
В Перми сервис кикшеринга хочет вернуть электросамокаты на улицы в 2025 г.