С Крещения до Масленицы – пора свадеб. По словам доктора исторических наук, главного научного сотрудника Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Александра Черных, все святочные игрища и гадания – это не только стремление заглянуть в будущее, но и обеспечение скорого замужества. Почему и гадали в Святки всё больше на женихов.
В материале «АиФ-Прикамье» - как играли свадьбы в старину.
Сваты должны быть профессионалами
Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Александр Васильевич, когда наши предки играли свадьбы?
Александр Черных: Сейчас очень любят свадьбы играть летом: на свежем воздухе да в прекрасную погоду. Но в прежние времена свадьбы летом – в пик сельскохозяйственных работ – не делали. По этому поводу обычно говорили, мол, летом свадьбу только ленивый играет. В посты – нельзя. Оставались два периода: с Крещения до Масленицы (с 19 января до 1 марта, когда ещё не все запасы урожая закончились) и с Покрова до рождественского поста (с 14 октября до 28 ноября, когда урожай убран и было что подать на свадебный стол). Очень чётко можно было проследить и статистику рождаемости. Плюс девять месяцев к этим периодам – всплеск рождаемости.
– Как играли свадьбы?
– Свадьбы бедных и богатых отличались только размахом. Свадебная обрядность для русских Пермского края – это целая народная драма и даже народная опера. Это большой и чёткий сценарий и много действующих лиц: жених, невеста, свахи, большие бояре, дружки, поддружье, повозники, постельные свахи, тысяцкие и т. д. Какие-то черты свадебного ритуала наша современная свадьба сохранила. Но многое ушло с середины XX века.
– Давайте поэтапно. Сначала – сватовство?
– Сегодня сватовство - это поставить родителей перед фактом, что молодые вступают в брак. Раньше, как правило, решение о свадьбе принимали не молодые, а родители. Но дети всё же могли соглашаться или нет. Вначале засылали сватов, чтобы уговорить родителей невесты. И это должны были быть профессионалы, ведь от них во многом зависело, быть свадьбе или нет. Затем следовала договорённость о свадьбе (взглядышки, рукобитие), когда уже обратного хода нет. Обсудили свадьбу, приданое – и после рукобития начинали готовиться к свадьбе. Вначале следовал девичник.
Какой мальчишник? Его не было!
– Как проходил девичник?
– Девичник – это один из главных подготовительных этапов свадьбы. Длился он до месяца.
– Почему так долго?
– Это не только ритуальная подготовка, когда собираются девушки, репетируют ход свадьбы, спеваются – поют свадебные песни. В первую очередь – это материальная подготовка. Во время девичника девушки готовят приданое. Невеста должна сшить жениху рубаху, штаны, плюс одежду свёкру, свекрови. В дом жениха она должна принести скатерти, полотенца, подушки, одеяла, занавески. Готовясь к замужеству девушка выткала много холстов, но шить это она с подружками будет накануне свадьбы. Она же до этого не знала - какой размер будет у жениха, какой длины ему надо шить штаны. Поэтому на девичнике много дел. Вышивали, кроили, шили. Девчонок, кстати, вообще собственно на свадьбу не приглашали, девичник отвели, в день свадьбы жених приехал, выкупил и увёз невесту, а девушки остались в доме невесты, родители невесты покормили девчонок, а на большую свадьбу они уже не идут. За неделю до свадьбы иногда устраивали пропивки, пропивушки, «пропивали невесту». Иногда этот период свадебного обряда совпадал с обрученъем.
Кое-где ставили поганое ведро (из-под умывальника) на стол со свадебным венком, если невеста нечестная. Если честная – били с утра посуду.
– А на мальчишнике что делали жених с дружками?
– Мальчишников в пермских традициях не было. Потому что им особо готовиться к свадьбе не надо было. На девичник мог прийти жених – с гостинцами на вечеринку. А последний день перед свадьбой обычно проходило обручение, на котором присутствовали жених, невеста и близкие родственники.
А я милую узнаю по причёске
– Раньше статус женщины легко можно было узнать по укладке волос и головному убору. Накануне свадьбы девушки шли в баню и в последний раз невесте заплетали девичью косу. В Куединском районе, к примеру, в бане невеста обязательно должна была бросить мыло, либо брызнуть водой «взад себя». Считалось, что та девушка, на которую попала вода или мыло, следующей выйдет замуж. Девушка могла носить одну косу, замужняя женщина заплетала волосы в две косы и укладывала вокруг головы. И больше никогда не показывала волосы посторонним. Головные уборы в Прикамье – кокошники, шамшуры, повойники, сборники, сороки, одевались, смотря в каком районе, игралась свадьба. Разведённых называли «разження», у них могла быть и другая причёска: волосы, убранные в култышку. Это уже и не девушка, и не замужняя.
В последнюю косу заплетают много цветных лент, которые невеста потом раздает свои подругам – они ей уже не будут нужны. На следующий день собственно свадьба и приезд жениха.
– Какова роль жениха на свадьбе?
– Жених приезжал на лошади за невестой. У него и невесты были достаточно пассивные роли: куда поставят, куда отведут – там и стоят. Главные распорядители на свадьбе – друзья жениха, дружки, а также тысяцкий. Они выкупают невесту. А затем вся свадебная процессия переезжает в дом жениха – их ждёт так называемый «большой стол». И собственно начинается свадьба. Пуховые свахи привозят приданое невесты – всё это показывают гостям.
– Какие были наряды?
– На юношах – любая праздничная одежда. На девушках – цветные сарафаны. Самое сложное в свадебном наряде – это головной убор невесты. Он мог быть один на всю деревню. Богато украшенный – цветными куриными перьями, перламутром, жемчугом, бисером. Позже появились венки с восковыми цветами. Он дожили до советских времен.
– Самих традиций ещё на свадьбе миллион...
– Кто первый откусил хлеб при встрече в доме жениха, тот и будет верховодить. Когда молодая заходит в дом жениха, следит – теплом или холодом повеяло: так будут относиться к ней родные жениха. Какая сваха вперёд косу заплетёт: если со стороны невесты - девочка родится, со стороны жениха – мальчик. Это лишь некоторые.
– Простыни не вывешивали после брачной ночи?
– Кое-где ставили поганое ведро (из-под умывальника) на стол со свадебным венком, если невеста нечестная. Если честная – били с утра посуду.
– Сколько продолжалась сама свадьба?
– Русское свадебное застолье и сегодня длится не меньше двух дней, а в прошлом растягивалось на три дня. А ещё существовали «отхлебины» – все, кто был на свадьбе должны пригласить молодых на ужин. Молодожёны могли около месяца столоваться у гостей, которые дарили подарки – посуду, постельное бельё, овец, телят. Завершается свадебная обрядность этого первого свадебного периода в Масленицу. В Масленицу молодые показываются в самых своих лучших одеждах. На масленицу молодые, те кто женился и вышел замуж в этом году, часто становятся центром всех праздничных обычаев. Знаменитые «тёщины блины» - это тоже из масленичных и послесвадебных ритуалов.
– А чем кормили гостей? Были какие-то особенные свадебные блюда?
– Главный свадебный стол во многих традициях назывался «большие столы». Некоторые блюда, которые завершали свадьбу, выделялись.
Среди интересных свадебных обычаев застолья – разгонная каша. В селе Курашам Пермского района застолье в доме невесты, когда жених приезжал за ней со свадебным поездом, заканчивалось тогда, когда на стол подавалась каша, в которую дружки ставили свои ложки. До завершения застолья кашу прятали, так как, если участники свадьбы со стороны жениха находили кашу раньше времени и ставили в неё ложки, застолье считалось завершённым и невесту забирали к венцу без исполнения величальных песен, без дарения подарков и выкупа. В северном Прикамье часто последними подавали пряники – которые также часто назывались разгонными.
– Свадьба – это некая форма регистрации брака…
– Прежде никого не интересовало, есть ли у вас штамп в паспорте, главное, чтобы вся деревня видела, что вы гуляли свадьбу. Кстати, на празднестве кроме гостей были ещё глядельщики, они же пучеглазники. Их не приглашали, но их нельзя было выгнать. Все почётные гости за столом, а они у стенок – смотрят, как проходит свадьба, какое приданое у невесты. Нереально в крестьянский дом усадить за стол сто гостей.
– Венчание – обязательно?
– Раньше - да. Невеста приносила в церковь с собой - полотенце, скатерть, мыло, а затем увозила домой и хранила долгое время. Считалось, что они будут обладать сакральными свойствами, и можно потом ими лечить детей.
Женой может стать лишь через несколько лет
– Финно-угорская свадьба отличается от русской?
– Свадебный фольклор у коми-пермяков в целом почти весь русский. Кроме, пожалуй, плача, который исполняется на коми-пермяцком языке. В Пермском крае обряды соответствовали северно-русским свадебным обрядам. Наша русская свадьба отличается от южно-русской больше, чем от коми-пермяцкой. А свадьбы удмуртов и марийцев не похожи на русскую. К примеру, на марийскую свадьбу приглашают и приходят только парами. И столы праздничные накрываются в каждом доме того, кто пришёл на свадьбу. Свадьба – событие не одной семьи, а целого рода.
У удмуртов нередко между первыми и последним этапом свадебного обряда проходило несколько лет. В конце ХIХ века Николай Тезяков (русский врач, общественный деятель – Ред.) пишет: «Засватав невесту, жених, пока не уплатит калыма, свободно входит на правах мужа в дом своей невесты. Нередко невеста успеет родить одного-двух детей, пока её жених уплачивает калым». Только после выплаты выкупа, жених мог перевезти невесту в дом своих родителей.
– Татарская ещё больше имеет отличий?
– Среди свадебных обычаев пермских татар – гостевание жениха в доме невесты, прежде чем она переезжала в дом жениха. В гостевании активно принимали участие и друзья жениха. Для приезда молодого стелилась постель, на которую укладывали столько перин, сколько ночей мог ночевать молодой в доме невесты. После каждой ночи убиралась одна из перин.
– Какие свадебные традиции сейчас соблюдаются?
– Свадебные традиции и сегодня есть. Какие-то идут из глубокой древности, какие-то мы восприняли совсем недавно. Конечно, без культуры, без традиций и обычаев невозможно представить жизнь общества. В прошлом, конечно, не обсуждалось, надо их соблюдать или нет – по-другому было невозможно. Сегодня мы более индивидуальны и выбираем сами как играть свадьбу.