Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
(обновлено )
Примерное время чтения: 26 минут
184

Горы, мир и гостеприимство. Зачем туристу ехать в Северную Осетию

Место для уединения с видом на оживлённую трассу
Место для уединения с видом на оживлённую трассу / Александр Пастухов / АиФ

В августе участники премии в сфере медиа и журналистики «ШУМ» отправились в блог-тур по Республике Северная Осетия — Алания. Среди них был и корреспондент perm.aif.ru, который впервые оказался не только в республике, но и на Кавказе вообще. Программа знакомства оказалась крайне насыщенной: за несколько дней молодым блогерам и журналистам со всей России показали не только невероятные красоты кавказской природы, но и рассказали о местной культуре и истории, а также дали шанс лично пообщаться с главой региона. Подробнее о том, зачем ехать в Северную Осетию, — в материале сайта perm.aif.ru.

Две тысячи лет истории

Как известно, территория России огромна, и жители одного региона могут иметь весьма смутные представления о другом. Чем дальше от Кавказа, тем меньше россиян отчётливо понимают, что такое Северная Осетия, где Южная и что за люди их населяют, поэтому без небольшого экскурса в длинную и непростую историю Осетии не обойтись.

Такие пейзажи в Осетии — буквально на каждом шагу.
Такие пейзажи в Осетии — буквально на каждом шагу. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Разделённые Кавказским хребтом части Осетии оказались разделены ещё и юрисдикциями России и Грузии задолго до образования СССР. При советской власти это деление сохранилось, несмотря на непроходящее в разных частях южноосетинского общества желание выйти из-под контроля Грузии и периодические активные попытки это сделать. После распада СССР была принята декларация о независимости Республики Южная Осетия. Апогеем длительного конфликта за самоопределение стала краткая, но кровопролитная война в Грузии в августе 2008 года, после которой выступившая на стороне республики Россия признала её как независимое государство.

В Северной Осетии «пятидневную войну» вспоминают с болью. Для её жителей за Кавказским хребтом живут не просто соседи.

«Мы — один народ», — спокойно отвечает житель Владикавказа на вопрос корреспондента perm.aif.ru о связи Северной Осетии и Южной.

Сохранившиеся в Осетии родовые башни могли иметь как оборонительное, так и жилое назначение.
Сохранившиеся в Осетии родовые башни могли иметь как оборонительное, так и жилое назначение. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

История этого народа этот, кстати, восходит к кочевому племени алан (отсюда и полное официальное название республики: Северная Осетия — Алания) — его первые упоминания в письменных источниках были ещё в I веке нашей эры. Такая давняя память о собственной истории сформировала у населения Осетии уникальный менталитет, который сам по себе является её культурной достопримечательностью.

Арт-объект в виде традиционного инструмента хъисын фæндыр (с гитарной маркой Fender, кажется, не связан).
Арт-объект в виде традиционного осетинского инструмента хъисын фæндыр (с гитарной маркой Fender, кажется, не связан). Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Так, одна из главных особенностей осетин, которую отметили все участники блог-тура премии «ШУМ», — безусловная, практически безграничная гостеприимность. Речь не только о крове и пище (встать из-за стола голодным в Осетии невозможно — бывает, и встать-то затруднительно): гостям местные жители могут простить даже незнание некоторых многовековых традиций, которые сами соблюдают неукоснительно.

Лёгкий обед в горах (будет ещё мясо и как минимум три вида осетинских пирогов).
Лёгкий обед в горах (будет ещё мясо и как минимум три вида осетинских пирогов). Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Впрочем, знать о традициях всё же стоит, поскольку для осетин они чрезвычайно важны. О том же упоминал в разговоре о развитии туризма в регионе и глава РСО-Алания Сергей Меняйло.

«Надо просто с пониманием относиться к многовековым традициям и обычаям, если вы приехали в гости, — напомнил участникам блог-тура глава республики. — Для республик Кавказа и для Осетии в частности гость — это святое. Но чисто из уважения вы должны понимать, что то, что можно в одном регионе, то не очень воспринимается в другом. Просто нужно с уважением относиться к тому месту, куда вы едете. Это вопрос этикета, а не свод правил. Есть места у нас, куда женщины не заходят — это не запрет, а традиция. Конечно, сейчас многое поменялось: мы всё-таки живём в XXI веке. Но обозначить традицию надо, чтобы её сохранить. Россия сильна индивидуальностью каждого народа, и наша индивидуальность — история, традиции, язык».

«Гость — это святое»

Правила для туристов действительно простые: вести себя прилично, уважать старших (это один из столпов осетинской культуры) и соблюдать нехитрый дресс-код в определённых местах. Так, популярную туристическую достопримечательность — музей «Задалески Нана» в Дигорском ущелье — не стоит посещать в шортах: непокрытое тело (в том числе мужское) не приветствуется в священных местах.

Бытовая зарисовка в музее Задалески Нана.
Бытовая зарисовка в музее Задалески Нана. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Дело в том, что это не только музей, но и святыня, связанная с легендарной женщиной, которая спасла от гибели детей-сирот во времена нашествия Тамерлана в XIV веке. Считается, что этот поступок сохранил народ Осетии от истребления — так что теперь женщину почитают как мать целого народа. В селе Нижний Задалеск находится её святилище и созданный местными жителями дом-музей, в котором можно увидеть экспозицию, посвящённую быту осетин несколько веков назад. По легенде, именно в этом доме Нана жила вместе со спасёнными ею детьми.

А это старинный чан для варки осетинского пива — важной части традиционного застолья, напитка с ритуальным значением.
А это старинный чан для варки осетинского пива — важной части традиционного застолья, напитка с ритуальным значением. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Дети эти, как считается, стали основателями нескольких осетинских фамилий. С фамилиями — родами — связана также интересная особенность религиозных и культурных традиций республики. В то время как в российской традиции святые покровители связаны с именами, осетины (которые, кстати, приняли христианство раньше Крещения Руси — Аланская митрополия появилась уже в 914 году) связывают их с фамилиями.

Огромный памятник Уастырджи в Алагирском районе (здесь покровитель мужчин изображён в образе святого Георгия — видите попранного всадником змея?)
Огромный памятник Уастырджи в Алагирском районе (здесь покровитель мужчин изображён в образе святого Георгия — видите попранного всадником змея?) Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Некоторые почитаемые в Осетии святые при этом непосредственно восходят к дохристианским традиционным верованиям. Так, по мнению исследователей, один из главных дзуаров (святых) в мифологии Осетии и так называемом нартском эпосе (сказаниях о легендарных богатырях-нартах) со временем сроднился с традиционным образом святого Георгия. Сейчас святого покровителя мужчин, путников и воинов зовут Уастырджи — это имя и означает, собственно, «святой Георгий».

Качели над пропастью возле посёлка Верхний Фиагдон — страшновато, но круто.
Качели над пропастью возле посёлка Верхний Фиагдон — страшновато, но круто. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

В истории Северной Осетии были периоды мощного влияния ислама — мусульманство до сих пор исповедует заметная часть населения республики. С этим, к примеру, связывают сохранившееся до сих пор отношение к свинине — так, она (а ещё курица) традиционно не может быть начинкой для легендарного осетинского пирога.

«Сейчас осетинские пироги по всей России можно найти — хоть в супермаркете, хоть в доставке, — усмехнулся в разговоре с perm.aif.ru владикавказский экскурсовод. — Но знайте: если там свинина или курица — не верьте, это не настоящий осетинский пирог, а подделка».

Некоторые высокогорные посёлки сейчас практически пустуют, но молодёжь строит и новые дома в своих родовых селениях.
Некоторые высокогорные посёлки сейчас практически пустуют, но молодёжь строит и новые дома в своих родовых селениях. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Многие традиции связаны с застольями. На свадьбу, к примеру, в обязательном порядке помимо всех (всех!) родственников приглашаются и соседи — возникшее в уединённых горных селениях чувство родства с соседями сохранилось до сих пор: собеседник perm.aif.ru, пожав плечами, сообщил, что знает большинство жильцов пятиэтажки, в которой живёт. Свадьба на 500 человек, таким образом, обычное дело. Невест, кстати, по кавказской традиции до сих пор похищают — правда теперь, как рассказала участникам блог-тура девушка-гид, они сами нередко заранее пишут расписку: мол, не против, чтобы меня похитили.

Другие традиции — вроде кровной мести — в Северной Осетии, по словам местных жителей, остались лишь в виде легенд и культурных памятников, с нею связанных. Все собеседники perm.aif.ru — от гидов до главы РСО-Алания Сергея Меняйло — подчеркнули, что в республике мирно сосуществуют разные народы и разные конфессии. Мир и гостеприимство делают Северную Осетию идеальным для туриста началом знакомства с Кавказским регионом.

Память и гордость

Международный аэропорт Владикавказ расположен не в самой столице республики, а неподалёку — в окрестностях города Беслана. Название это до сих пор отзывается болью в сердцах россиян из-за произошедшего в бесланской школе в 2004 году чудовищного акта терроризма. С тех пор городская школа № 1 осталась практически нетронутой — сейчас там идёт активное строительство нового музейно-мемориального комплекса, но любой посетитель может своими глазами увидеть спортзал, где держали заложников, и многочисленные следы от пуль в школьных коридорах.

На мемориле оставляют цветы и открытые бутылки с водой, которой так не хватало заложникам.

На мемориале оставляют цветы и открытые бутылки с водой, которой так не хватало заложникам. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Воспользовавшись возможностью посетить место трагедии по дороге из аэропорта во Владикавказ, участники блог-тура встретили там архиепископа Владикавказского и Аланского Герасима — встреча не была запланирована, однако владыка уделил гостям несколько минут. Он рассказал о том, как возглавлявший тогда Владикавказскую епархию архиерей Феофан на руках вынес из школы мальчика и довёз до больницы — по прибытии ребёнок уже не дышал, но врачи спасли ему жизнь.

Спортзал бесланской школы № 1.

Спортзал бесланской школы № 1. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

«У многих тогда был вопрос “Где был Бог?” — но это было не неверие, а естественное желание получить ответ, — объяснил посетителям мемориала в бесланской школе владыка Герасим. — Феофан повёз матерей погибших детей в Иерусалим. И у камня, где Богородица оплакивала сына, женщины встали на колени и омыли его слезами».

Ещё одна трагедия, память о которой хранят в Осетии, — это гибель Сергея Бодрова и съёмочной группы в Кармадонском ущелье. В сентябре 2002 года сход ледника Колка оборвал жизни 125 человек — останки большей части погибших не нашли до сих пор.

Мемориал погибшим в Кармадонском ущелье.
Мемориал погибшим в Кармадонском ущелье. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Недалеко от отметки, где селевая масса наконец остановила своё разрушительное движение, образовался стихийный мемориал в память о жертвах природной катастрофы. Этот объект стал место настоящего паломничества. На входе в заваленный автомобильный тоннель установлены таблички с именами погибших, прямо на скале нарисован портрет Сергея Бодрова в образе из культового фильма «Брат» и силуэты всадников — среди пропавших без вести оказались и артисты владикавказского конного театра «Нарты».

Огромная масса льда и селя двигалась больше 30 километров перед тем как навсегда замереть, став новой частью горного пейзажа Северной Осетии. Даже для жителя Урала местные высоты оказались непривычными: высшая точка Уральских гор — 1895 метров, а практически из любой точки Владикавказа видно «трёхтысячник» — гору Столовую, а высота Казбека (это, кстати, не просто гора, а потенциально активный вулкан) вообще превышает 5 тысяч метров. Передвигаться по местным горам и ущельям удобно на джипах — причём крутых поворотов над обрывами здесь практически нет, так что инфаркт пассажирам не грозит, но дух всё равно захватывает.

Вид на гору Столовую и Суннитскую мечеть из гостиницы «Владикавказ».
Вид на гору Столовую и Суннитскую мечеть из гостиницы «Владикавказ». Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Помимо многочисленных смотровых точек на головокружительной высоте туристов привлекает «Город мёртвых» — некрополь возле селения Даргавс в одноимённом ущелье, уникальный не только древностью и методом захоронения, но и своими размерами: это крупнейший склеповый комплекс такого типа на Северном Кавказе. Он представляет собой ряды частично или полностью ушедших под землю построек-склепов, в которых осетинские фамилии поколениями хоронили своих мёртвых, оставляя тела для естественной мумификации под воздействием горного ветра.

Даргавский некрополь.
Даргавский некрополь. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

В XX веке здесь проводили раскопки, часть склепов буквально подняли из-под земли — в них до сих пор сохранились останки, и фотографировать их ни в коем случае нельзя: это буквально кости предков до сих пор живущих в этих местах людей.

В Осетии есть множество туристических маршрутов — как для созерцательных конных или пеших прогулок по горам, так и для альпинистских восхождений к вершинам. Бурные реки привлекают любителей рафтинга, огромные открытые пространства с перепадами высот — бейсджамперов и парапланеристов. Местные гиды не без гордости отмечают, что в республику едут туристы не только из других регионов России, но и из-за границы.

По рекам Осетии сплавляются экстремалы.
По рекам Осетии сплавляются экстремалы. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Есть что посмотреть и в самом Владикавказе. В столице республики живёт всего около трёх сотен тысяч человек, однако город был основан как русская крепость возле селения Заур на входе в Дарьялское ущелье, и благодаря своему стратегическому значению никогда не был обделён вниманием со стороны федеральных властей начиная с царских времён. Так, владикавказский трамвай появился раньше петербургского (!) — и до сих пор является основой городского общественного транспорта.

После недавнего обновления трамвайного парка в городе осталась одна чешская «Тарта» — теперь старенький вагон стал экскурсионным, и возит пассажиров только в значимые даты (например, так было в дни празднования 80-летия Победы).
После недавнего обновления трамвайного парка в городе осталась одна чешская «Татра» — теперь старенький вагон стал экскурсионным, и возит пассажиров только в значимые даты (например, так было в дни празднования 80-летия Победы). Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Во столице Северной Осетии есть шесть крупных театров, в том числе академический русский театр имени Евгения Вахтангова — уроженца Владикавказа, именно здесь начинавшего карьеру. Стоит отметить, что в этом же театре были поставлены и первые пьесы Михаила Булгакова — этот, хоть и связанный с мучительными воспоминаниями период своей жизни писатель и драматург полагал крайне важным для своего творчества.

Вид на площадь Ленина и театр Вахтангова с проспекта Мира.
Вид на площадь Ленина и театр Вахтангова с проспекта Мира. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Исторический центр города — проспект Мира, пешеходная (за исключением трамвайных путей) улица, идущая параллельно реке Терек и сохранившая старинный, «купеческий» облик зданий. Здесь же расположены кофейни (впрочем, в Осетии их очень много, а кофе практически возведено в культ — кофейный автомат вы найдёте даже на высоте 4500 метров), кафе, рестораны и многие достопримечательности.

Постоянные участники любой экскурсии по проспекту Мира — владикавказские собаки (как и все местные жители, очень коммуникабельные и дружелюбные).
Постоянные участники любой экскурсии по проспекту Мира — владикавказские собаки (очень коммуникабельные и дружелюбные). Фото: АиФ/ Александр Пастухов

Турист, по какой-то причине не желающий ехать в горы (неясно, правда, что это может быть за причина), может сполна набраться впечатлений в одном только Владикавказе: к примеру, для того, чтобы выбрать лучшие в городе хинкали, городские заведения нужно обходить несколько дней. А ведь есть ещё осетинские пироги! И кофе.

Эти великие люди бывали во Владикавказе (узнаете всех?) — и вы тоже приезжайте.
Эти великие люди бывали во Владикавказе (узнаете всех?) — и вы тоже приезжайте. Фото: АиФ/ Александр Пастухов

«Некоторые думают, что на Кавказе люди какие-то страшные и злые, — поделился с участниками блог-тура глава администрации местного самоуправления Владикавказа Вячеслав Мильдзихов. — Но это же совсем не так, вы и сами видите. Хочется, чтобы люди знали, что мы всегда ждём гостей, и нам есть что показать».

Гид, работавший с участниками премии «ШУМ» все три дня блог-тура, под конец путешествия для личного блога попросила каждого из них охарактеризовать Северную Осетию одним словом. Корреспондент perm.aif.ru выбрал слово «гостеприимство».

Организатором блог-тура является Премия в сфере медиа и журналистики «ШУМ», которая реализуется в рамках национального проекта «Молодежь и дети».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах