Примерное время чтения: 9 минут
1167

Осторожно, двери закрываются! Почему лифты в Перми в плачевном состоянии?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Прикамье 26/01/2016
Замена лифта стоит около 2 млн руб.
Замена лифта стоит около 2 млн руб. / Коллаж Татьяны Шановой / АиФ

Она упала в шахту лифта. Известно, что дом, в котором она жила, был элитным. Если уж там такое могло случиться, то чего же ждать нам, чьи квартиры в обычных многоэтажках?

Устаревшие лифты, отсутствие средств на их ремонт и замену становятся большой проблемой. В особенности сейчас, когда нет жёсткого контроля за этим, а замена оборудования стала делом «самих утопающих», то есть жильцов.

«Выпустите нас!»

Подобных трагедий в Перми не было, но безопасность лифтового парка вызывает серьёзные опасения. Сотрудники нашей редакции почти каждый день испытывают все прелести поездок на старых лифтах в здании, где работают. И если пройтись по лестнице пешком иногда полезно, даже на 11 этаж, то застрять в лифте в полночь, после тяжёлого рабочего дня – удовольствие не из приятных.

Нередки и случаи, когда люди застревают в больничных лифтах, где порой приходится сидеть и час, и два, пока не придёт помощь. Хотя по регламенту такую неполадку необходимо устранять не более чем за полчаса.

Если не принять меры, ситуация может стать критической, считают специалисты компаний по техническому обслуживанию и ремонту этого сложного оборудования. У нас, как и во всей стране, примерно 30% машин уже отработали свой срок. По официальным данным, таких лифтов в Перми – 1102. Их нужно либо модернизировать, либо менять. Ведь некоторые из них работали ещё при социализме. Таким «ветеранам» уже стукнуло по 40 лет.

Ещё несколько лет назад в стране действовала специальная программа софинансирования. Собственники платили 5% от стоимости капитального ремонта, 85% – Фонд содействия реформированию ЖКХ, остальную сумму добавляли муниципальный и региональный бюджеты. Сейчас в связи с тем, что начала работать программа капремонта, эту функцию переложили на собственника. А это значит: хотите поменять лифт – дело ваше. Включайте этот пункт в перечень работ, которые необходимо сделать во время капремонта.

«Считаю, что в крае нужно серьёзно ставить этот вопрос, ведь обстановка с лифтовым хозяйством неблагополучная, – говорит Виктор Бурьянов, председатель Союза предприятий жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. – Так как это напрямую связано с жизнью и безопасностью людей, то проблему нужно отразить в дорожной карте реформирования ЖКХ, как это сделали в некоторых регионах. Понятно, что нужны средства, поэтому краевому правительству стоит продумать, как именно финансировать замену и ремонт такого оборудования. Самим жильцам эти траты не по силам. Судите сами, замена лифта в комплексе стоит около 2 млн руб. Возможно, стоит давать ТСЖ или УК ссуды под щадящие проценты или оплачивать работы на условиях софинансирования».

Безопасный объект?

Технический регламент Таможенного союза, принятый в 2013 г., определяет срок жизни лифта – 25 лет. После этого его эксплуатировать нельзя. По крайней мере, до проведения оценки его безопасности. Эксперты должны проверить все узлы и элементы, чтобы понять, безопасен он или нет. В том же документе написано, что машины, отработавшие свой срок, нужно привести в нормативное состояние к 2020 г. А как это сделать? Где взять деньги?

В 2013 г., когда вступил в силу уже упомянутый технический регламент, лифты перестали считаться опасными производственными объектами. В переводе на понятный всем язык это означает, что государственный контроль за ними ослаб. Был даже короткий период, когда лифты находились в «подвешенном состоянии». То есть их вообще лишили госконтроля. Правда, сейчас государство всё же такую работу проводит. Но если раньше инспекторы Ростехнадзора проверяли каждый лифт не реже одного раза в год, то сейчас – раз в три года.

Тем временем такое оборудование, по мнению профессионалов, нуждается в пристальном внимании. Есть ГОСТы, определяющие срок службы лифта, продолжительность эксплуатации его узлов и агрегатов. Оборудование надо менять в процессе работы машины. А по факту, в связи с отсутствием финансирования, это делают в аварийном режиме, когда что-то уже сломалось или случилось.

Ответственности никакой

Существует Постановление Правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме». В нём написано, что все работы на лифтах должна проводить только специализированная организация. Однако, если поднять нормативные документы (тот же ГОСТ), увидим, что это понятие заменили на «квалифицированный персонал». Лицензия таким организациям уже не нужна. Техническое состояние лифтов сейчас оценивают инженерные центры. Это  коммерческие структуры. Остаётся надеяться, что их порядочность выше желания заработать.

Фото: АиФ/ Юлия Осинцева

Осложняют ситуацию войны между УК, которые борются за жилой фонд. Конкуренты, договорившиеся с частью жильцов, порой срезают замки, заходят в технические помещения. Что они там делают, какой опыт у их сотрудников – неизвестно. Случись трагедия – не поймёшь, кто виноват. Бывает, что компания, которая выиграла в конкурентной борьбе на обслуживание дома, даже не забирает у своих предшественников технические паспорта на лифты. А ведь там записана основная информация о сроке службы, состоянии узлов и систем. Раньше существовали штрафы даже за незаполненные паспорта. А сейчас ответственности нет никакой.

Кстати

После московской трагедии Минстрой РФ заявил, что Ростехнадзор и муниципальные власти в течение месяца должны провести внеплановые проверки компаний, занимающихся обслуживанием лифтов. Также на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который устанавливает требования к проверке технического состояния многоквартирных домов. Необходимость ужесточения мер по контролю за лифтами в России авторы проекта объясняют тем, что из них около 28% отработали нормативный срок службы. Также Михаил Мень, глава Минстроя РФ, заявил, что Ростехнадзору могут вернуть статус специализированной организации по обслуживанию и установке лифтов. По мнению чиновника, это очень важно. По его словам, понятие специализированной организации в лифтовом хозяйстве испарилось, а право на установку лифтового оборудования получили любые компании.

Комментарии

Наталья Киприянова, зам. начальника департамента ЖКХ администрации Перми:

«Ответственность за состояние лифтов в домах несёт управляющая компания, которая обязана заключить договор со специализированной обслуживающей организацией.

До 2015 г. лифтовое оборудование в многоквартирных домах меняли по программе софинансирования (решения Гордумы от 25.03.2008 г. № 74 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капремонт общего имущества в многоквартирных домах» и от 26.01.2010 г. № 7 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Перми финансовой поддержки на капремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2010-2012 гг.»). Всего за это время удалось заменить 89 лифтов. В домах устанавливали оборудование производства Могилёвского завода лифтового машиностроения и Щербинского лифтостроительного завода.

Сейчас по федеральному законодательству такие работы входят в программу капремонта. Если жильцы дома знают, что их лифт требует замены, им нужно собрать общее собрание и принять решение об участии в региональной программе именно с таким видом ремонта. В 2015 г. такой возможностью воспользовались жители двух пермских домов: по ул. Челюскинцев, 13, и Академика Королёва, 6».

Леонид Киселёв, руководитель испытательного центра «Диагностика»:

«Считаю, что контроль со стороны государства необходимо возвращать. В противном случае последствия будут очень печальными. Наша организация занимается экспертизой лифтов. Владельцы должны проводить её каждый год. Но по опыту знаю, что не все они к этому ответственно относятся. Некоторые управляющие компании и организации умудряются избегать освидетельствования техники. Заставить их это делать мы не можем никак. Как они содержат лифты, какая квалификация у персонала – точной информации об этом нет ни у кого. Тем временем низкая компетенция механиков может стать причиной трагедии.

Бывает, что техника находится не в нормативном состоянии и работать уже не может. В акте мы пишем: лифт необходимо остановить. Останавливают ли его после нашего заключения? Вопрос. А это контролировать мы не вправе. Раньше в таких случаях инспектор Ростехнадзора пломбировал кабину. Сейчас этого не делают, так как наши специалисты могут выдавать только рекомендации».

Ольга Яндыева, директор Центра комплексного обслуживания ТСЖ:

«Всё, что связано с лифтами, – это проблема. В новостройках они ломаются из-за некачественного монтажа, производственного брака и других причин. В старых домах – от старости или плохого содержания.

Ни в коем случае нельзя использовать лифт, если он непригоден для эксплуатации и это видно даже неспециалисту. Лучше ходить пешком до тех пор, пока его не починят. Если на ремонт не хватает денег, то жильцам придётся собирать средства дополнительно, проведя соответствующее собрание об утверждении сборов.

Решение об остановке лифта принимает УК или ТСЖ на основании обследования специалистов в области технического обслуживания лифтового оборудования. Кроме того, предписание о прекращении использования лифта выписывает Ростехнадзор.

Если техника постоянно ломается, а ваша управляющая компания никаких действий не предпринимает, то стоит обратиться в прокуратуру, Жилищную инспекцию, Ростехнадзор».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах