Поэтому именно ЖКХ время от времени претерпевает разные нововведения. Но, к сожалению, перемены к лучшему идут медленно. После старта реформирования отрасли в 2005 г. отношения между участниками рынка - собственниками жилья, обслуживающими организациями и поставщиками коммунальных услуг - только-только начали выстраиваться. И департамент ЖКХ администрации Перми в последнее время тоже потрясали скандалы. Сейчас должность начальника департамента занял Эдуард БУЛАНОВ. Он рассказывает о перспективах отрасли и о своих планах.
Ручное управление - в отставку
- Вы в этой должности почти 3 месяца. Что скажете о работе департамента?
- Пермь одной из первых зашла на рынок управляющих компаний. И зашла не так, как планировала реформа. Была иллюзия, что у государства нет навыков управления, соответствующей компетенции, а рынок сможет сам организоваться и отрегулироваться. Так провозглашали на уровне Федерации. И это попало в благодатную почву Перми, потому что власти у нас поддерживали рыночные отношения повсюду. Как грибы в тёплую дождливую осень, стали расти УК. Никто не знал, что и как надо делать, чем отличается действительно управление на основе конкуренции, а не просто подметание, мелкий ремонт и т. д. И последние лет восемь большинство УК управляли не столько жильём, сколько финансовыми потоками. В конце концов и власти, и потребители, и сами УК начали понимать, что так больше не может продолжаться. Сегодня мы зашли в тупик. Люди чувствуют себя брошенными, остаются со своими проблемами один на один. Все участники рынка, от потребителей услуг до их поставщиков, кивают друг на друга. И в этой стихии порой сложно разобраться кто прав, а кто виноват. Все друг с другом воюют. Сегодня, к сожалению, нет площадки, на которой без взаимных обвинений они могли бы обсудить ситуацию с системным подходом и подумать, куда двигаться дальше.
- Теперь многое в ваших руках. Какие планы и намерения?
- Задача департамента - смоделировать и внедрить устойчивую систему работы отрасли. Хочу добиться того, чтобы каждый отвечал за свой функционал, а не кивал на других. Будем стремиться к тому, чтобы все чётко исполняли свои обязательства по всей цепи оказываемых работ и услуг. Если человек оплачивает услуги, он должен их получать. Точечное управление домом, которое практиковали раньше в департаменте, непродуктивно. Оно отнимает очень много сил. Как только снимаешь контроль с дома, всё снова возвращается на те же круги. Сейчас мы готовим другой подход к муниципальному тарифу. Он ведь за последние лет шесть он не менялся. А после изменений компании смогут нормально конкурировать между собой. Правда, нововведения касаются обслуживания муниципальных квадратных метров, но владельцы частного жилья смотрят на то, что предлагает город, в 95% случаев.
С учётом износа дома департамент ЖКХ определит размер тарифа. Неправильно сравнивать текущий ремонт нового дома с ремонтом старого, износ которого 85%. Расчёт будущего муниципального тарифа привяжут к техническому состоянию дома в соответствии с процентом его износа. При этом состояние дома надо официально зафиксировать в техническом паспорте. Вообще, по закону, паспорт дома необходимо постоянно обновлять в соответствии с теми мероприятиями, которые провели. Жители должны понимать, что если они экономят на текущем ремонте, то процент износа дома будет только расти.
В тарифе выделили цену по статье «Управление». Что получилось? Заходя на рынок, УК за свои услуги предлагали около 5%. Постепенно кое-где эта цифра по-тихому поднялась до 20%. А это средства жильцов для текущего ремонта. Новый подход снимет «пену» с нашей сферы, оздоровит отношения - сделает её прозрачной, честной и понятной для всех.
Не забывайте спрашивать!
- Для управления домами департамент рекомендует объединить ТСЖ и УК. Это тоже один из принципов систематизации?
- Не объединить, а наладить отношения по принципу «услуга - платёж», а не наоборот. Сейчас жильцы авансируют УК без всяких обеспечительных мер. Это не рыночный механизм. Когда вы заказываете какую-то услугу, то есть хотя бы срок её исполнения, понимание объёма и качества, ответственности. К примеру, надо ремонтировать крышу. Если жильцы активны, они заставят приступить к работам. К осени часть работ выполнили, отчитались перед собственниками. Остальную работу оставили до весны. А к весне собственники забыли спросить с УК за то, что она уже сделала. Компания этим воспользовалась и, как говорится, держит паузу до следующей протечки. А платежи идут. А вот ТСЖ, которое нанимает УК, проконтролирует все работы от и до. Обязательный контроль за действиями управляющих организаций относится ко всем, в том числе и к администрации города, у которой есть свои муниципальные квадратные метры. Мы хотим стать эффективными собственниками, примером для индивидуальных владельцев квартир. Для этого будем не только контролировать и УК, и ТСЖ в тех домах, где есть муниципальные площади, а выходить на собрания с конкретными предложениями и решениями. Эта работа разворачивается во всех районах. Или будем объединяться в союзы УК, ТСЖ. Хорошее дело. Но ни СРО УК не работает на принципах ответственности за своих членов, ни ТСЖ, содержа надстроечный аппарат, не могут показать преимущества объединения. Что происходит в замкнутых анклавах, улучшается ли благополучие в домах, их техническое и финасовое состояние - не знает никто. Будем вникать и в это направление. Неслучайно на уровне правительтва России рассматривают вопрос о введении лицензирования для управленцев домами.
Быстро не всегда хорошо
- Вы считаете, что за счёт системного подхода многие проблемы ЖКХ можно решить?
- По-другому никак нельзя. Главный вопрос - это дисциплина всех участников рынка, и, прежде всего, - управляющих компаний. Спрос со всех должен быть чётким. Для того чтобы эту систему изменить, нужна максимальная прозрачность. Если кто-то недорабатывает, это в конечном итоге всегда всплывёт на поверхность. Как только система начнёт работать, все сразу почувствуют облегчение.