Недавно мы поняли, что ценные бумаги – это не только акции и облигации. Такими стали вполне обычные листы, на которых в том числе печатают квитанции за услуги ЖКХ.
Из-за резко возросших цен на бумагу и расходные материалы для печати «Пермэнергосбыт» анонсировал переход на электронные квитанции. Пенсионеров эта информация взволновала не на шутку. Если молодые жители региона давно привыкли платить онлайн, то для пожилых людей технологии порой остаются «тёмным лесом». Что же делать пенсионерам? Как им платить за электричество?
Любым доступным способом
«Я привыкла всегда сразу платить за квартиру. Как только приходит квитанция, иду на почту или в банк, – рассказывает 85-летняя пенсионерка Ольга Соловьёва. – Когда по радио услышала, что теперь платёжки будут приходить в электронном виде, не поняла – как это. Телефон у меня обычный, кнопочный, компьютера нет. Где этот личный кабинет искать – понятия не имею. Молодых родственников, которые помогут оплатить услуги, тоже нет. Не понимаю, что мне делать. Мои соседки-пенсионерки – тоже. Законно ли вот так переводить людей на электронные квитанции?»
Электронные квитанции постепенно вытесняют бумажные. И этой тенденции уже не один год. Люди всё охотнее оплачивают услуги ЖКХ в электронном виде. Это касается не только электричества. Но является ли отказ от «бумаги» законным? Юрист в сфере ЖКХ Ольга Яндыева говорит, что порядок доставки квитанций до потребителя законом не определён.
«Доставлять квитанцию можно любым доступным способом, – говорит Ольга Яндыева. – Он определяется либо в договоре оказания коммунальных услуг, либо в договоре управления (если домом управляет УК и нет прямых договоров), либо решением собрания членов ТСЖ (если дом находится под управлением ТСЖ и также нет прямых договоров). Мне, например, удобно получать квитанцию в электронном виде, что я и делаю. Если те, кому важно получать бумажный вариант, квитанцию не получили, то стоит позвонить в организацию или обратиться туда лично».
Бумага остаётся
Энергетики пояснили, что на электронные квитанции перешли не полностью, а частично. Их получат все посетители личного кабинета, пользователи мобильного приложения и те, кто оставил адрес своей электронной почты на сайте компании (в личном кабинете или при заполнении анкеты в отделении, при заключении договора энергоснабжения).
«Если человек ни разу не пользовался интернет-сервисами (личным кабинетом на сайте, не предоставлял свою электронную почту, не скачивал мобильное приложение), для него ничего не меняется. Квитанции по-прежнему будут приходить на бумаге», – отвечает пресс-секретарь компании Дмитрий Торбеев.
Бывает, что пенсионеру помогали платить за услуги родные, а сейчас по разным причинам этого делать не могут. В этом случае алгоритм такой – если родственник заходил в личный кабинет на своём телефоне, то сообщение о поступлении счёта он и получит на свой телефон. Если связи с этим родственником нет, то пенсионер может обратиться в отделение или в контакт-центр компании. Можно также позвонить по тел.: 8 (342) 200-63-00. При невозможности получения электронной квитанции и доступа к личному кабинету доставку бумажной квитанции возобновят.
Понятно, что сложности неизбежно будут возникать, так как все ресурсоснабжающие организации всё активнее переходят на электронные квитанции. У каждой из них свои номера клиентов, свои приложения. Единой системы нет. Поэтому всё-таки важно сохранить бумажные квитанции для тех, у кого нет возможности платить в электронном виде. А всем остальным надо внимательно следить за электронными платёжками и при возникновении проблем звонить в контакт-центры компаний.
Кстати, на электронный вариант квитанций переходят не только энергетики, но и тепловики. По их словам, в 2022 году уже несколько тысяч абонентов выбрали подобный способ оплаты услуг.