Примерное время чтения: 9 минут
381

Старушки против мошенников. В Прикамье пенсионерки разоблачили аферистов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Прикамье 24/05/2023
При общении с лжебанкирами важно не растеряться.
При общении с лжебанкирами важно не растеряться. / Александр Саверкин / АиФ

Телефонные мошенники часто ориентированы на пенсионеров. Они делают ставку на низкую цифровую грамотность, доверчивость и недостаток общения. Однако не всегда этот расчёт оказывается верным. Среди людей старшего поколения попадаются бдительные граждане, которые разоблачают аферистов и сдают их в полицию.

Бабули не промах

72-летняя Нина Карпова из Нытвы – женщина неробкого десятка. Всю жизнь она проработала на российскую оборонку. Трудилась на пороховом заводе в Подмосковье, а затем – на одном из металлургических предприятий Прикамья.

Однажды она обезвредила целую банду мошенников – сдала полиции лжегазовиков.

«Я была старшей по дому. Псевдосотрудники газовой службы пришли к нам проверять плиты и вентиляцию, а объявления от организации об этом не было. Жильцы позвонили, сказали, что их заставляют купить противопожарные датчики на потолок. Я быстро сориентировалась, сказала старшим по подъездам, чтобы они никого из здания не выпускали. Полиция приехала и из каждого подъезда вывела по два мошенника – всего были задержаны восемь человек. Оказалось, что это были гастролёры, приехавшие в Нытву из Ижевска», – с гордостью вспоминает Нина Александровна.

Очередная встреча с любителями лёгкой наживы произошла недавно.

«Позвонил мужчина с незнакомого номера, представился сотрудником полиции, был убедителен. Назвал имя, фамилию, отчество и номер нагрудного знака. Потом он неожиданно сообщил мне, что я – «предатель родины». Дескать, от моего имени отправлены деньги в поддержку каких-то организаций на Украине. И стал задавать вопросы, выясняя, с карты какого банка я это сделала. «Какое дело вам до моих денег?» – ответила я грубо», – рассказывает пожилая женщина.

Фото: freepik.com

По словам Нины Карповой, лжеполицейский спрашивал, где находится банк, как он называется, а когда она уже собиралась положить трубку, попытался задержать её угрозой: «На вас заведут уголовное дело, будут судить». Тогда женщина отрезала: «А вам-то какое дело, что меня будут судить?» – и положила трубку. Мошенник перезвонил ещё раз, требуя довести разговор «с полицией» до конца. Тогда женщина вновь положила трубку и сама позвонила в полицию. Вместе с прибывшим на вызов лейтенантом они пошли в банк.

«Сотрудники банка смотрели на нас во все глаза, меня ведь привели в сопровождении полиции. Но лейтенант сразу объяснил оператору, в чём дело. Банковский служащий сделал распечатку всех движений по моему счёту и подтвердил, что никаких денег с моей карты никто не снимал», – говорит женщина.

Сейчас ей на телефон часто звонят с подозрительных номеров, но, наученная опытом, она уже не берёт трубку.

«Мошенников очень много, а социальной рекламы по телевидению по этому поводу почти нет. Считаю, что её должно быть больше», – говорит бдительная женщина.

А пенсионерка из Соликамска Раиса Андреевна помогла задержать телефонных мошенников. Когда ей позвонил лжеследователь и заявил, что её дочь попала в ДТП и, чтобы избежать ответственности, ей нужно заплатить 100 тыс. руб., женщина подыграла и сказала, что готова передать деньги. А сама тем временем попросила соседку вызвать полицию. Она назначила место для передачи денег и там обманщика задержали сотрудники МВД. К тому времени «лжеполицейский», на самом деле – судимый житель Соликамска, и его подельник уже «заработали» более 1 млн руб., обманывая доверчивых земляков. Так пожилая женщина пресекла череду преступлений.

Женщина подыграла мошенникам и сказала, что готова передать деньги. А сама тем временем попросила соседку вызвать полицию. Она назначила место для передачи денег и там обманщика задержали сотрудники МВД. К тому времени «лжеполицейский», на самом деле – судимый житель Соликамска, и его подельник уже «заработали» более 1 млн руб., обманывая доверчивых земляков.

На злобу дня

В пермском отделении Центробанка отмечают, что мошенники непрерывно меняют схемы, придумывая новые легенды «на злобу дня».

«Мошенники используют актуальную новостную повестку и события. Вам может позвонить условный сотрудник правоохранительных органов «майор Иванов» или «сотрудник службы безопасности банка» и сообщить, что зафиксирована попытка списания с вашего счёта денег или перевод денежных средств в адрес террористических и экстремистских организаций, запрещённых в РФ, или организаций, финансирующих украинские вооруженные силы. При этом псевдополицейский (псевдобанкир) будет оказывать психологическое давление – обвинять вас в соучастии в преступлении и даже в измене Родине и угрожать уголовным преследованием. Затем вам скажут, что проблему можно решить. Необходимо лишь перевести деньги на так называе­мый специальный счёт. Поддавшись на уловки, человек сам перечисляет свои деньги или отдаёт данные банковской карты, – рассказали в пресс-службе Отделения Банка России по Пермскому краю».

Недавно мошенники вышли на новый уровень и стали обзванивать уже обманутых ими людей от имени сотрудников правоохранительных органов. Они убеждают граждан поучаст­вовать в поимке преступников, предлагают людям использовать их банковские карты для вывода денег, под предлогом того, что эти деньги будут переданы «полицейским под прикрытием». На самом же деле они просто используют эти карты, чтобы новые жертвы переводили на них свои деньги. При новом преступлении в реестр мошеннических счетов попадают уже не карты преступников, а карты «помощников полиции».

Недавно мошенники вышли на новый уровень и стали обзванивать уже обманутых ими людей от имени сотрудников правоохранительных органов. Они убеждают граждан поучаст­вовать в поимке преступников, предлагают людям использовать их банковские карты для вывода денег.

По словам сотрудников Банка России, расследуя преступления, полиция в первую очередь выходит именно на «внештатного помощника» лжеполицейских, и он рискует получить обвинение в краже и мошенничестве – за это грозит до десяти лет тюрьмы.

Обман по QR-коду

В некоторых банках действует сервис снятия наличных денег по QR-коду. И мошенники стали использовать это в своих целях. Они звонят клиентам под видом сотрудников банка и сообщают о якобы несанкционированном запросе на снятие денег со счёта, просят человека прислать QR-код, чтобы отменить операцию. Получив код, аферисты снимают деньги в банкоматах со счёта обманутого человека. QR-код фактически является поручением банку на выдачу денег без ввода ПИН-кода, поэтому делиться им с незнакомыми людьми нельзя ни в коем случае, поясняют в банке.

QR-код фактически является поручением банку на выдачу денег без ввода ПИН-кода, поэтому делиться им с незнакомыми людьми нельзя ни в коем случае.

Кроме того, аферисты раскладывают на парковках, остановках, стенах домов, в подъездах листовки с предложением помочь получить социальные выплаты и пособия. Чтобы узнать подробную информацию о выплатах, гражданам предлагают перейти по QR-коду. А он ведёт в чат-бот в мессенджере. Там, якобы для оформления пособий, у вас запросят личные данные, чтобы опять-таки украсть деньги с карты.

Фото: АиФ

К сожалению, многие жители Прикамья всё ещё ведутся на уловки мошенников. Так, 3 апреля ГУ МВД по Пермскому краю сообщило о задержании пермяка, который, работая курьером аферистов, забрал у семи обманутых пенсионеров 1,7 млн руб. по схеме «родственник в беде».

И если звонящих по телефону мошенников-психологов трудно отследить (часто они используют подмену номеров и звонят из других стран), то курьеров, собирающих деньги с пенсионеров, полицейские задерживают довольно часто. Недавно одному из таких посредников вынесли приговор – 5 лет в колонии строгого режима.

Высмеять страх

Психолог Мария Давыдова:

«Главное чувство, на которое «давят» мошенники в своих манипуляциях, это страх. Что нужно аферисту? В первую очередь – возбудить нервную систему, вызвать яркие эмоции. У любого человека, прожившего большую часть жизни в советское время, сочетание «враг народа» вызывает ужас. Сильные эмоции, которые стараются вызвать мошенники, могут быть разными – страх, злость, сильный интерес. Но, как правило, телефонные мошенники стараются вызвать именно страх бьющими наповал заявлениями: «вы изменник родины» или «ваши деньги сняли со счёта» и пр. В такой момент нужно сделать вдох и выдох, включить логику. Если вы вдруг стали «врагом народа», вам никто не будет звонить по телефону. И если даже представить в самых смелых предположениях, что какой-то полицейский решил потребовать у вас взятку, он сделает это лично, ведь телефонный разговор можно записать. Лучший способ бороться со страхом – высмеять его, ощутить абсурдность ситуации. Когда я работаю со страхами детей, предлагаю монстру нарисовать бантик. И с бантиком он уже не так страшен. Юмор помогает бороться со страхом, и это самый простой способ борьбы с ним».

Вывести из равновесия

Алексей Моночков, управляющий Отделением Банка России по Пермскому краю:

«Мошенники специально оказывают психологическое воздействие на человека. Они могут создавать фейковые аккаунты в социальных сетях, сайты-клоны, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные (фишинговые) сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний, маркетплейсов и известных персон, например, артистов, общественных деятелей. Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они запугивают, торопят или, наоборот, заманивают внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Такое психологическое воздействие представляет собой методы социальной инженерии. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, не стоит поддаваться сиюминутным эмоциям. Необходимо всегда проверять достоверность информации».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах