(обновлено )
Примерное время чтения: 7 минут
467

Взломщики сознания. Киберпреступники спокойно украли у людей 2,5 миллиарда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Прикамье 21/02/2024
Ребёнок может ненароком отправить преступникам данные карты родителей.
Ребёнок может ненароком отправить преступникам данные карты родителей. freepik.com

В 2023 году в Пермском крае количество преступлений, мошенничеств и краж, совершённых дистанционным способом, увеличилось почти в два раза по сравнению с 2022 годом. По данным МВД России по Пермскому краю, киберпреступники похитили у жителей региона 2,5 млрд рублей. Какие схемы обмана сегодня в тренде? И как не попасть на уловки злоумышленников? Разбирался perm.aif.ru.

Действуют через детей

Количество преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ) превысило 11 тыс. в год. На уловки злоумышленников жители края попадаются буквально каждый день. Например, 1 июня 2023 г. они перевели телефонным мошенникам 14, 6 млн руб. за день, 25 января 2024 г. – более 3 млн руб. Среди жертв – 86-летний пенсионер из Кудымкара, который отдал лжесотрудникам банка 670 тыс. руб., и 47-летний житель Березников, который в попытке увеличить свой доход путём инвестирования потерял 1 млн руб. 

Наиболее «интересны» для злоумышленников экономически активные люди в возрасте от 25 до 64 лет. При этом женщины наиболее подвержены негативному воздействию. По статистике МВД, в 2023 г. они становились жертвами киберхищений на 1000 раз больше, чем мужчины.

Однако с целью хищения денег мошенники воздействуют не только на взрослых людей, но и на детей. Пример тому – ситуация, которая произошла в обычной пермской семье в этом году: ученица начальных классов подписалась на детский телеграм-канал с аудиторией 35 тыс. человек. В какой-то момент ребёнку предложили купить робоксы (виртуальная валюта в игре), а для этого попросили написать своё имя и возраст, а также отправить фото карты родителей с двух сторон и сообщить данные из сообщения, поступившего на телефон. В силу возраста ребёнок не отдавал отчёт возможным финансовым потерям и передал преступникам управление картой матери.

«Трендовые» аферы

Как сообщил начальник отдела по раскрытию мошенничеств и имущественных преступлений, совершённых с использованием ИТТ Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Пермскому краю Степан Коневцев, на конец 2023 г. – начало 2024 г. «трендовыми» мошенничествами стали преступления под предлогом взлома личного кабинета на портале «Госуслуги» и звонки от лжеоператоров связи.

В первом случае мошенники, используя логотип «Госуслуг», звонят жертве через мессенджеры. Они сообщают гражданину, что кто-то пытается взломать его личный кабинет на этом портале. А для того, чтобы обезопасить себя, просят пострадавшего предоставить им доступ к кабинету. Когда человек предоставляет им этот доступ, злоумышленники оформляют на него кредиты в микрофинансовых учреждениях.

Мошенники, используя логотип «Госуслуг», звонят жертве через мессенджеры. Они сообщают гражданину, что кто-то пытается взломать его личный кабинет на этом портале.

Во втором случае мошенники обзванивают граждан, представляясь операторами связи. Они говорят жертвам, что их абонентский номер не прошёл подтверждение в системе и будет отключен. Чтобы это предотвратить, они просят сообщить коды доступа личного кабинета, которые приходят в виде СМС. Если человек называет коды, то преступники автоматически получают доступ ко многим его приложениям (мобильным банкам, порталу «Госуслуги», личным кабинетам операторов связи и т.д.).

Простые правила

Напрашивается неутешительный вывод: часто жертвы киберхищений сами сообщают конфиденциальные данные мошенникам, подвергаясь преступным действиям. Всё потому, что злоумышленники взламывают не защитные системы, а сознание граждан (при помощи социальной инженерии или психологического манипулирования людьми). И главная защита от них – повышение собственной финансовой грамотности. На сайте fincult.info Банк России публикует бесплатные уроки, которые позволят стать менее уязвимыми для финансовых аферистов.

Но для начала следует запомнить три простых шага. Первый – как только вам позвонили сотрудники банка, «Госуслуг», операторов связи или полиции и сказали, что ваши деньги в опасности, нужно положить трубку; второй шаг – следует обратиться в банк и проверить сохранность денежных средств; третий шаг – позвонить в дежурную часть.

«Сотрудники портала “Госуслуги” не осуществляют звонки, а при подозрительных операциях в личном кабинете они просто его блокируют. Они не просят сообщать конфиденциальную информацию (коды доступа в личный кабинет), – напоминает Степан Коневцев. – Если вы сообщили код входа в личный кабинет, то необходимо обратиться в службу поддержки портала для смены пароля или дойти до ближайшего МФЦ, чтобы это сделать. Затем следует запросить историю кредитования в бюро кредитных историй. При обнаружении оформленных кредитов надо обратиться в микрокредитные организации для их отмены и сообщить об этом в полицию».

Стоит также помнить, что абонентский номер – это инструмент аутентификации, с помощью которого вы регистрируетесь на различных ресурсах, поэтому никакие коды никому диктовать не надо.

Как борются с мошенниками?

Заместитель управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Банка России Михаил Теплоухов:

«В 2023 г. Банк России и МВД наладили информационный обмен. По Федеральному закону № 408-ФЗ, Банк России ведёт базу данных, где аккумулирует информацию обо всех мошеннических счетах, о счетах дропперов, которые осуществляют обналичивание денежных средств. Фактически данный обмен только-только начал действовать. И мы надеемся, когда механизм начнёт работать в полном объёме, скорость обмена информации будет на порядок выше, что позволит сократить число правонарушений и повысить раскрываемость данного рода нарушений.

Также внесли изменения в Федеральный закон «О национальной платёжной системе» – введён некий период охлаждения для кредитных организаций. Если банк с помощью антифрода (от англ. anti-fraud – борьба с мошенничеством. – Авт.) определит, что перевод денежных средств похож на мошеннический, то отправитель и получатель имеют право обратиться в базу данных, которая аккумулируется Банком России. В случае, если кредитная организация обнаружит, что перевод осуществляется на дропперский счёт, она имеет право на два дня заморозить его. Этих дней должно хватить, чтобы разморозить зомбированного человека. Кроме того, на базе этого же федерального закона предусмотрен возврат похищенных денежных средств. То есть если кредитная организация не обратится в базу данных ФинЦЕРТа и осуществит денежный перевод на сторону мошенников, то гражданин вправе будет обратиться в банк. И в течение 30 суток он будет обязан вернуть ему похищенные денежные средства (изменения вступают в силу 24 июля 2024 г. – Авт.)».

Негативная динамика

Министр территориальной безопасности Пермского края Виктор Батмазов:

«Сегодня вопрос профилактики финансовых мошенничеств, в том числе кибермошенничеств, стоит особенно остро. Правоохранители ежегодно фиксируют негативную динамику преступности в этой сфере. Злоумышленники адаптируются к современным реалиям и находят новые способы хищения денежных средств граждан. По данным МВД России, каждое третье преступление в России в 2023 г. совершено с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ). В этой сфере зарегистрировано практически на 30 % больше уголовно наказуемых деяний, чем в 2022 г.

Основную массу преступлений экономической направленности, совершаемых с использованием ИТ, составляют преступления по ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 186 УК РФ (изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг), по ст. 187 УК РФ (неправомерный оборот средств платежей).

Как показывает практика, мошенники умело манипулируют чувствами граждан: беспокойство за близких, свои денежные средства и сбережения, желание выиграть приз и дешевле приобрести товар. Они оказывают психологическое давление и вынуждают жертву раскрывать конфиденциальные сведения и совершать переводы денежных средств. При этом в числе жертв оказываются как незащищённые слои населения (лица старшего поколения), так и образованные, экономически подкованные граждане».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах