С возникновением Интернета у людей появился шанс сохранить огромный пласт информации о своём времени для потомков. Тогда исследователям будущего история будет предоставлена «на блюдечке» - нужно будет всего лишь открыть веб-архив.
Специалист по цифровой гуманитаристике, историк, доцент ПГНИУ Надежда Поврозник – о виртуальных музеях, цифровом волонтёрстве и о том, зачем нужна национальная программа сохранения веба.
Цифровой поворот
Наталья Стерледева, «АиФ-Прикамье»: Надежда Георгиевна, вы работали над проектом по истории веба в Люксембурге. Как это случилось?
Надежда Поврозник: В 2019 году я подала заявку в Центр современной и цифровой истории Люксембургского университета и получила позицию приглашённого исследователя в этом вузе. В фокусе моего проекта было то, как в мире развивались виртуальные музеи. В формате онлайн они появились почти одновременно с возникновением всемирной паутины, когда веб стал доступен широким массам. Мне было интересно посмотреть, как этот цифровой поворот повлиял на музеи и как они пришли к сегодняшнему состоянию. В процессе исследования стало очевидно, что веб очень плохо изучен. Пришла мысль, что это может быть связано с отсутствием образовательных курсов, которые обучали бы этапам исследования и обращали внимание на необходимость сохранения веб-ресурсов.
Так, при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина я создала первое в России учебное пособие и разработала для магистрантов курс по изучению веба. Учебник уже одобрили в МГУ и других российских вузах. Надеюсь, осенью мы запустим этот курс в ПГНИУ.
- Зачем нужен веб-архив?
- Если сайт исчезает, он становится больше недоступным в онлайн-среде. Веб-архив нужен, чтобы сайт оставался доступен и после его закрытия. Для этого ресурс нужно правильно «законсервировать».
Рафинад для потомков
- Что принципиально нового в этой идее?
- В России нет национальной программы по сохранению веба. Есть некоммерческая организация «Информационная культура», которая занимается сохранением сайтов органов власти (веб-архив «Консервированное государство»). Другие веб-ресурсы в России не сохраняются. А ведь они признаны частью цифрового культурного наследия декларацией Юнеско в 2003 г.
В мире есть глобальный интернет-архив, но он преимущественно сохраняет американские веб-ресурсы. Другим странам уделяется меньше внимания. Если сейчас мы не предпримем никаких шагов по сохранению российского веба, до потомков эти данные донесёт в усечённом виде (10-15 %) глобальный интернет-архив. Остальное просто исчезнет.
- Как с веб-архивами обстоит дело в других странах?
- У многих есть национальные программы по сохранению веба. Подход при этом разный. Так, в Великобритании согласно государственному закону весь национальный британский домен, все сайты без исключения, сохраняют минимум раз в год.
Глобальный интернет-архив сохраняет только 10-15 % информации с сайтов разных стран мира. Остальное просто исчезает.
Во Франции были серьёзные дебаты по поводу того, что сохранять, а что – нет. Ведь «консервация» веба предполагает использование огромного пространства на серверах. Одни считали, что нужно сохранять лишь значимые культурные сегменты и сайты органов власти, имеющие значение для историков и культурологов. Другие - что нужно сохранять не только рафинированный сегмент веба, но и пиратские, порнографические сайты, чтобы оттиск нашего времени был максимально достоверным.
- Что нужно сделать в России для сохранения веба?
- Для этого нужна большая национальная программа. Ведь помимо собственно сохранения сайта в веб-архиве нужно обеспечить дальнейший доступ к этой информации. А это большая инфраструктурная задача. Нужны серьёзные финансовые возможности. Кроме того, частное лицо или негосударственное партнёрство заниматься этим легально не может. Если подобный репозиторий создаёт библиотека, вуз, тогда назначение архива очевидно. Но если такой деятельностью займётся частное лицо, возникает вопрос: с какой целью и каким образом этот человек будет открывать доступ другим людям к данным. Речь тут идёт о большой ответственности и о глобальной, регулярной работе. С моей точки зрения, это обязательно должна быть долговременная государственная инициатива. Разово выложить сайты в архив и забыть об этом – бессмысленно.
- В Люксембурге вы исследовали историю веб-музеев. Когда появились первые из них?
- Виртуальные музеи появились ещё до открытия Интернета. Первые музейные сайты решали задачи, связанные с деятельностью осязаемого музея – просто приглашали в реальное пространство. А дальше функции музеев расширились. Просмотр сайта стал отчасти заменять посещение музея.
Одним из первых в России заработал проект «Museum.ru», он есть и сейчас. Эта платформа-агрегатор была создана в 1996 году. Посетитель мог найти в веб-пространстве музей, посмотреть фотографии, узнать что-то об экспонатах. Одним из первых в вебе появились Дарвиновский естественнонаучный музей, Музей изобразительных искусств им. Пушкина (Москва). Сейчас они в числе лидеров по оцифровке виртуальных коллекций.
Нашествие начинается
- Есть ли виртуальные музеи в Пермском крае?
- В Пермском крае нашествие цифры только начинается. Сегодня все музеи обязаны вести виртуальную деятельность. И если музей выкладывает в Сеть свои музейные коллекции, это уже шаг к тому, чтобы называться веб-музеем. По праву виртуальным музеем называется сайт Пермской художественной галереи – помимо коллекции предметов он представляет и другие функциональные возможности. Это один из лучших примеров виртуальных музеев, которые есть сегодня в регионах России. В Перми есть замечательный музей истории Пермского госуниверситета. Это совершенно необыкновенная история, когда небольшой университетский музей вышел далеко за традиционные рамки.
Сейчас наш Центр цифровой гуманитаристики совместно с музеем истории ПГНИУ делает проект по созданию 3D-моделей объектов культурного наследия, которые хранятся в музеях истории, палеонтологии и исторической геологии университета. Мы оцифровали предметы, создали несколько коллекций (Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет). С палеонтологическим музеем оцифровали яйцо динозавра, фрагменты челюсти пещерного медведя. Вместе с музеем истории ПГНИУ запустили программу 3D-моделирования. Учим ребят создавать 3D-модели экспонатов, выкладывать их в онлайн-пространство, создавать виртуальные экскурсии, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 г. эта коллекция стала победителем конкурса социальных проектов ПГНИУ. Мы получили поддержку и смогли закупить оборудование для лаборатории и часть объектов напечатать так, чтобы люди, которые не могли увидеть этот объект своими глазами, могли прикоснуться к его копии.
Сейчас начинаем работать с цифровыми волонтёрами – это люди, которые, находясь в любой точке мира, могут создавать 3D-экспонаты музеев и дополнять их описанием.
- Главный смысл консервации веба – сохранить историю для потомков?
- Отчасти да. То, что через 50 лет историк будущего будет знать о нашем обществе, на 95 % будет состоять из веб-ресурсов. Если мы не сохраним их, такой возможности у исследователей не будет. С другой стороны, есть и утилитарные нужды, связанные с фиксацией каких-то событий – доказательства в суде, реставрация веб-сайтов на случай поломки. Веб-архивы пригодятся во многих отраслях – в юриспруденции, в журналистике.