118

Как выйти из Сети? Что делать, если ребёнка затянула виртуальная жизнь?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Прикамье 18/11/2020
Дети, перегруженные Интернетом, становятся рассеянными, невнимательными. Если у них отбирают гаджет, то это вызывает бурю протеста.
Дети, перегруженные Интернетом, становятся рассеянными, невнимательными. Если у них отбирают гаджет, то это вызывает бурю протеста. © / Станислав Ломакин / АиФ

Школы снова перешли на удалёнку. Современных детей и так с трудом можно отогнать от компьютера и гаджетов. Как понять, что у школьника появилась зависимость и вернуть его в реальность?

Какие звоночки?

«Отойди ты от этого компьютера! Лучше с друзьями погуляй», – порой в сердцах бросают родители, когда видят, что ребёнок долго сидит перед экраном.

В жизни современных детей и подростков Интернет играет большую роль. И это уже не изменить. Именно поэтому важно вовремя заметить, когда у ребёнка наступает зависимость от виртуальной жизни. Педагог-психолог городского психологического центра Наталья Дворянинова говорит, что сильную зависимость заметить не так сложно – уж очень явными будут признаки. Сигналов в этом случае будет сразу несколько. Если есть всего один-два, то это повод присмотреться повнимательнее, чем живёт ребёнок.

«Ребёнок меньше общается на отвлечённые темы (например, говорит только о любимой игре), его перестаёт интересовать учёба, он прекращает посещать дополнительные занятия, всё время проводит за компьютером, появляется сильная, беспричинная раздражительность, – рассказывает о признаках зависимости Наталья Дворянинова. – У подростков психика подвижная, и у зависимых от компьютеров ребят могут быть частые и резкие перепады настроения – от сильного возбуждения до апатии. Они не могут контролировать время за компьютером, у них нарушается порядок сна и бодрствования, быстро уменьшается круг друзей, нарушается краткосрочная память. Ребята категорически запрещают трогать свои вещи, отказываются проводить время с родителями. Следствием того, что ребёнок проводит слишком много времени в соцсетях, может стать интерес к оружию, психоактивным веществам, аниме (это больше характерно для детей младше до 15-16 лет). Дети до 14 лет вдруг начинают использовать непонятные слова, смысл которых не могут объяснить, слушать деструктивную или агрессивную музыку, начинают следить за калориями и усиленно худеть. Многое может рассказать внешность – макияж, пирсинг, тату, странный стиль в одежде. Эксперименты с внешним видом, конечно, особенность возраста, но когда прибавляются другие перечисленные факторы, то есть повод задуматься». 

Дети, перегруженные Интернетом, становятся рассеянными, невнимательными. Если у них отбирают гаджет, то это вызывает бурю протеста. Они теряют интерес к обычным играм, спорту, кино. По словам педагога-психолога Анны Левицкой, стоит обратить внимание на состояние ребёнка. Зависимые от компьютера ребята становятся тревожными.

О чём говорят игры?

Понятно, что крайних случаев не так уж много, однако и у обычного ребёнка в трудный для него момент жизни могут «сбиться ориентиры». Почему же у детей формируется такая зависимость? О чём могут сказать виртуальные увлечения?

«Если ребёнок замкнутый и неуверенный в себе, то будет играть в игры, где будет чувствовать себя героем. То есть будет компенсировать то, что не получает в реальной жизни. Когда вы с искренним любопытством и спокойно спросите у ребёнка, который увлечён играми, почему они ему интересны, он вам сам всё расскажет. Например: «Мне нравится побеждать врагов. Мне нравится, что я тут главный». Он проговорит все свои основные потребности. И можно будет понять, чего ему не хватает в реальной жизни. Если он увлечённо играет в SIMS (игра, где можно строить социальные отношения. – Авт.), то ему, возможно, не хватает общения. Тогда надо отвести ребёнка в кружок, чтобы расширить круг его знакомых. Увлекается танками, роботами? Можно предложить кружок робототехники. Общается в соцсетях, но нет друзей в реальной жизни? Возможно, его игнорируют сверстники в школе или ему не хватает внимания родителей. Мамам и папам нужно задуматься, сколько любви они дарят своему ребёнку? Почему за вниманием он идёт в соцсети?»

Анна Левицкая добавляет, что дети не отдают себе отчёт, что в виртуальном мире образ собеседника часто идеализирован. Вживую с тем или иным человеком он бы, возможно, не стал поддерживать отношения.

«У родителей есть заблуждение: если ребёнок общается в Интернете, то у него должны быть навыки общения. Это не так. Таким детям сложнее воспринимать собеседника, у них может быть неадекватный уровень самооценки (как завышенный, так и заниженный), – говорит Анна Левицкая. – Излишнее увлечение виртуальным миром может привести к снижению критического мышления. В Интернете много ложной информации, но так как многие люди её поддерживают и распространяют, то он начинает ей безоговорочно верить. Поэтому задача родителей и школы – дать ему «фильтры».

Если у ребёнка богатая социальная жизнь (есть интересы, кружки) и при этом он умеренно общается в Сети, то это не так плохо. Порой это может стать способом поддержания и развития сети контактов.

Чем помочь?

Психологи говорят, что избавить ребёнка от интернет-зависимости может искренний интерес родителей к нему и к тому, чем он увлекается. Мало ограничить пользование компьютером – нужно предложить что-то взамен.

«Нагружать в освободившееся время домашними обязанностями – не вариант. Это же его свободное время. Можно попросить ребёнка в том же Интернете поискать информацию о том, что ему интересно. Например, откуда появилось аниме или кто придумал «Майнкрафт» (популярная компьютерная игра. – Авт.), – говорит Наталья Дворянинова. – Самое главное – не осуждать и не оценивать. От родителя ребёнку нужно внимание. В этом случае дети становятся более уверенными в себе, успешными. У них меньше времени остаётся на пребывание в виртуальном мире. Рекомендую родителям не указывать, а говорить: «Я за тебя переживаю. Мне страшно, потому что Интернет небезопасен. Я беспокоюсь за твоё здоровье». Ребёнку будет приятнее выполнять просьбы мамы, которая тревожится, а не требует или раздаёт приказы. Сокращать время в Интернете нужно постепенно – минут на 15. При этом обязательно благодарить ребёнка, когда он это сделает. В поисках причины ухода ребёнка в виртуальную реальность родители забывают взглянуть на себя: дети повторяют то, что видят».

Зачем нужен Интернет?

Эксперт в сфере образования, преподаватель педагогического университета РИНО ПГНИУ Владимир Факторович:

«Дистанционное обучение и интернет-зависимость не связаны между собой. Зависимость формируется не в связи с учёбой, а в свободное время. И она мешает учиться онлайн. Когда дети включают смартфоны и компьютеры, у них возникает когнитивный диссонанс. Они привыкли там играть и общаться, а им задания предлагают выполнять. Это одна из проблем, почему не так просто идёт дистанционное образование – в особенности это касается учеников начальной школы.  Объяснять практически бесполезно, поэтому лучший способ – это показать образовательные возможности Интернета на собственном примере. Сесть за компьютер (когда ребёнок вас видит) и прочитать образовательную статью, пройти тест. Если родитель покажет, что он не только сидит в Инстаграме, а использует компьютер для поиска информации и образования, то будет толк. Самое полезное, что могут сделать родители, – договориться с ребёнком о здоровом режиме дня. Но родители тоже должны соблюдать режим. Если ребёнку дают на компьютер полчаса, а он видит, что мама приходит с работы и сидит там часами, то это плохой пример».

Почему важен контроль?

Психолог Елизавета Фалина:

«Компьютерные игры, просмотр клипов и видеороликов способны очень быстро вызвать зависимость: идёт сильная стимуляция мозга, причём как затылочной (зрительной), так и височной (звуковой) отделов коры. Мир для ребёнка становится серым и скучным. Наиболее подвержены такому воздействию дети с неустойчивой, незрелой нервной системой, чувствительные, гиперактивные. На них это наиболее пагубно влияет.

Нельзя забывать, что на любом этапе жизни необходим контроль. Родители должны знать, чем их ребёнок занимается в Интернете. Демократии здесь не может быть. В раннем возрасте важны жёсткие запреты, которые трансформируются потом в обязательную фильтрацию того, что закачано в компьютер, какие сайты ребёнок посещает. Для этого на телефон можно установить функцию родительского контроля. Если вы с раннего возраста установите правила и определите время пользования Интернетом, то в подростковом возрасте проблем будет меньше. В любом случае очень важно знать особенности своего ребёнка, искренне интересоваться, чем он живёт, чтобы виртуальная реальность не заменила ему настоящую жизнь».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах