В последнее время в сводки ГИБДД стали всё чаще попадать аварии с пассажирскими автобусами. Поездки на общественном транспорте напоминают игру в русскую рулетку: заходишь в автобус, но нет гарантии, что к концу путешествия ты останешься целым и невредимым.
Куда спешат водители и почему в этой гонке страдают пассажиры, разбирались корреспонденты «АиФ-Прикамье».
Штраф или колония?
Один из последних вопиющих случаев произошёл в Перми на днях на улице Чернышевского. Спешащий водитель не закрыл двери автобуса и начал движение. В этот момент выпала на дорогу пожилая пассажирка. Женщина получила серьёзную травму головы, врачи госпитализировали её в больницу. В отношении безалаберного водителя сотрудники ГИБДД начали административное расследование.
Теперь всё зависит от степени тяжести, причинённой здоровью пожилой пермячки: если травмы окажутся лёгкими, то водитель отделается штрафом до 5 тысяч рублей или лишением прав на срок до 1,5 лет. Если травмы средней тяжести, то размер штрафа увеличится до 25 тысяч рублей, вдобавок суд может лишить его прав на срок до двух лет. А вот если установят, что здоровью женщины причинён тяжкий вред, то виновный понесёт уголовную ответственность. Ему может грозить до двух лет лишения свободы, а в случае гибели пассажирки - до пяти лет.
В полиции говорят, что громкие ДТП с автобусами характерны именно для Перми. Одна из основных причин - погоня за прибылью. Именно из-за этого год назад в микрорайоне Садовом погиб 12-летний школьник. Водитель, чтобы первым доехать до остановки, на круговом движении не предоставил преимущество водителю другого автобуса. После столкновения ребёнку осколками стекла отсекло голову. Суд уже назначил виновному наказание - четыре года в колонии-поселении.
Ещё один резонансный случай произошёл в марте с автобусом № 19. Бабушка с трёхлетней девочкой вышла на своей остановке в самый последний момент, не удержалась на ногах и чуть не попала под колёса автобуса. Из-за резких манёвров и торможений, которые совершают во время движения водители, много людей, находящихся в салоне, падают и получают серьёзные травмы. Причём страдают не только пожилые пенсионеры, которым сложно удержаться на ногах, но и молодые люди.
В таких случаях пострадавший всегда может обратиться за компенсацией. Для этого нужно собрать необходимые документы и обратиться в страховую компанию или суд: все пассажиры с 1 января 2013 года автоматически застрахованы, а договором между пассажиром и перевозчиком является приобретённый билет.
Аварий больше в три раза
«За три месяца этого года в Перми произошло 79 ДТП с участием автобусов. Один человек погиб, 97 получили ранения, - рассказал начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Перми Дамир Гилязетдинов. – Это на 31,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Травмированных стало больше на 51,6 %. В 21 ДТП виноваты водители автобусов».
Нередко аварии происходят из-за того, что водители выбирают скорость, не соответствующую дорожным условиям, нарушают правила очерёдности проезда, не соблюдают дистанцию и нарушают правила проезда пешеходных переходов. Причём все эти нарушения водители допускают из-за жёстких требований к соблюдению графика. Не приедешь в положенное время на остановку – будешь выплачивать штрафы работодателю. Кроме того, оплата труда водителя напрямую зависит от количества выручки, привезённой с каждого рейса. Отсюда и желание быстрее других домчаться до определённой остановки и забрать максимальное количество пассажиров.
«Мы не раз выходили в администрацию с предложением об увеличении интервалов в движении общественного транспорта. И рады, что вскоре ситуация должна кардинально поменяться, - продолжает Дамир Гилязетдинов. - Сейчас в Перми разрабатывают новую транспортную модель, согласно которой субсидии перевозчикам будут выплачивать не по количеству перевезённых пассажиров, а в зависимости от пройденного расстояния».
Ещё одна проблема в этой сфере – неисправные автобусы. Недавно в Перми прошли массовые рейды по проверке технического состояния общественного транспорта. Из 1430 проверенных автобусов 85 были запрещены к эксплуатации. А у двух автобусов нашли неисправности рулевого управления и тормозной системы. Как такие автобусы выпустили на линию контролёры-механики - непонятно. По итогам рейдов 75 специалистов и 19 транспортных предприятий привлекли к административной ответственности.