Отопительный сезон в Березниках официально начался 23 сентября. В течение месяца в администрации города работала горячая телефонная линия. Но часть вопросов так и осталась без ответа. Пояснения готов дать депутат Законодательного собрания Пермского края, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Григорий Малинин.
Зимний режим
— Григорий Сергеевич, вы имеете возможность оценить ситуацию в целом по краю. Как стартовал отопительный сезон в регионе на этот раз?
— Последнее заседание фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Законодательном собрании мы с коллегами полностью посвятили началу отопительного сезона и в целом проблемам ЖКХ в регионе. На понимание: хозяйство здесь очень большое — 1433 котельных, 547 ЦТП, 3400 км тепловых сетей, 16285 многоквартирных домов.
Чтобы всё это работало, общий объём финансирования на сезон составит почти 3 млрд 800 млн руб., ровно половина годового бюджета Березников. На сегодня абсолютно все муниципалитеты перешли на зимний режим работы, а вот насколько он будет успешен, мы и будем контролировать всей нашей командой.

— Зачастую жители сталкиваются с нарушением температурного режима в квартирах: где-то людям приходится открывать форточки из-за жары, где-то подключать дополнительные обогреватели, чтобы не замёрзнуть. Можно ли рассчитывать на какую-то компенсацию в случае перетопа и недотопа?
— В своей работе с такими нарушениями мы периодически сталкиваемся. Об этом рассказывают жители, обратившиеся в приёмную депутата (г. Березники, ул. Красноборова, 7). Также люди приходят в партийные Центры защиты прав граждан (например, в Перми приёмная открыта по адресу: ул. Тимирязева, 52). Есть несколько случаев, когда гражданин имеет право на перерасчёт за отопление. Основной документ, который регламентирует коммунальные услуги, — это Постановление правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. В нём ясно сказано, каким нормативам должно соответствовать отопление.
Кто-то думает, что холодные батареи — уже повод для спора, но это не так. В документе прописано: нормативная температура в помещении +18°С, возможно отклонение в большую сторону на +4°С. То есть предельная граница от +18°С до +22°С. А в угловых комнатах она ещё выше — от +20°С до +24°С. Всё, что ниже и выше, — уже нарушение. Есть ещё вариант, когда в ночное время температура в комнате может снижаться до +15°С, но только на короткий промежуток времени с 00.00 до 5.00.
Есть несколько случаев, когда гражданин имеет право на перерасчёт за отопление. Основной документ, который регламентирует коммунальные услуги, — это Постановление правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.
Дальше — обычная математика: вы имеете право на перерасчёт на 0,15 % от предъявленной суммы за каждый градус, несоответствующий нормативу, за каждый час в течение расчётного периода. Остаётся только перемножить и предъявить коммунальной службе. Ещё раз повторюсь, что это работает как в плюс, так и в минус. То есть пересчитать платежи должны как при температуре в помещении +10°С, так и при температуре +30°С.
Зона ответственности
— Бывают ли случаи, когда можно оформить перерасчёт? На что стоит обратить внимание?
— В своей деятельности мы не раз сталкивались с тем, что жители получали перерасчёт, но не в сторону уменьшения. Бывает, что в расчётных квитанциях неверно использовались показатели площади жилых/нежилых помещений. Вот интересный пример, с которым мы работали. В четырёхэтажном доме отопление по общедомовому прибору учёта оплачивали только три верхних жилых этажа, а первый этаж, на котором находился магазин, оплачивал по нормативу.
Ресурсник в итоге получал значительно больше, чем это необходимо. Собственникам стоит учитывать такие моменты. Есть ещё один вариант получить перерасчёт, он также прописан в постановлении: это в случае несоответствия нормативу давления в системе отопления. Есть конкретные показания давления, ниже которых оно не должно опускаться.
При высоком давлении теплоноситель течёт быстро и раздаётся по всем помещениям. При низком показателе — медленно, наибольшее количество тепла остаётся в первом помещении, а дальше поступает всё меньше и меньше. И в конечной точке теплоносителю уже нечем будет обогревать.

— Куда стоит обращаться в случаях коммунальных аварий, когда трубу отопления уже прорвало? Где искать виноватых?
— Первый вопрос — кому принадлежат коммуникации? Есть общедомовое имущество, а есть имущество, принадлежащее ресурсосберегающей организации. То есть всё, что до фасада дома, — это ответственность ресурсосберегающей организации. Прорвало трубу во дворе — звоним поставщику услуги.
Если инцидент произошёл в подвале дома, то с большой долей вероятности виновата ваша управляющая организация — УК или ТСЖ. В любой непонятной ситуации звоним в аварийно-диспетчерскую службу. Управляющая организация должна отреагировать в течение двух часов. Дальше коммунальщики уже сами должны определить, чья зона ответственности за аварию.
Считаем месяцы
— Сколько длится отопительный период в Пермском крае? Кто это определяет?
— В каждой территории начало и конец отопительного сезона определяется распоряжением главы муниципалитета. Правила просты: сезон начинается, когда среднесуточная температура воздуха опускается ниже +8°С и держится на этом уровне в течение пяти дней подряд. Это формальный период, но управляющие компании могут включать и отключать тепло позже или раньше.
В плюсе многоквартирные дома, где присутствуют общедомовые приборы учёта. Там оплата производится по показаниям. Сколько накапало — столько и оплатили. Но что делать, если такого прибора нет? Оплата в этом случае производится по нормативу. Здесь по установленным правилам отопительный сезон длится восемь месяцев — с октября по май. Причём платить придётся за весь календарный месяц в целом, даже если батареи были горячими только три дня.
Размер платы, который вы должны внести, высчитывается среднестатистически. При отсутствии прибора учёта жители оплачивают отопление с октября по май по нормативу. Это подтверждает и практика судов.
Правила просты: отопительный сезон начинается, когда среднесуточная температура воздуха опускается ниже +8°С и держится на этом уровне в течение пяти дней подряд. Это формальный период, но управляющие компании могут включать и отключать тепло позже или раньше.
— Вы уже давно работаете в сфере ЖКХ. Подскажите, какие встречаются подводные камни, о которых рядовые горожане могут не знать?
— Здесь есть интересный нюанс, с которым мы достаточно часто встречаемся и который сложно доказать в суде. Представьте, в декабре «случайно» сломался общедомовой прибор учёта. Согласно постановлению, первые три месяца (январь, февраль, март) вы заплатите по средним показателям.
Если сломался в январе — февраль, март, апрель. Всё, что после, оплачиваете по нормативу. Понимаете, что за тёплый май придётся платить уже по полной. Кому это выгодно, догадаться несложно. Но доказать в суде это будет достаточно сложно. Отопительный сезон только начался, и, как показывает практика, обращений от жителей по этому вопросу будет ещё немало.
Депутаты фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» и наши эксперты в Центре защиты прав граждан всегда открыты к диалогу. Поможем в случае необходимости написать обращение, потребовать перерасчёт, добиться справедливости и просто не замёрзнуть этой зимой.
— Какие документы необходимо иметь на руках, чтобы обратиться за перерасчётом за отопление?
— При любом нарушении качества коммунальных услуг вы обращаетесь в аварийно-диспетчерскую службу. Управляющая компания должна зафиксировать, что услуга предоставляется некачественно или не предоставляется. По этому поводу выпускается а 2aa кт. Один экземпляр должен остаться вам.
Дальше управляющая компания восстанавливает теплоснабжение. Когда работы закончены, выпускается второй акт. Эти два документа и являются основанием для перерасчёта. Так что любое нарушение надо фиксировать и сразу настаивать на получении экземпляра составленного акта.
Как изменилась средняя зарплата в Пермском крае? Инфографика
Карман не тянут? Что происходит с зарплатами в Пермском крае
«Цены поднимутся на 15-20%». Что подорожает из-за роста платы за ЖКУ
Дорогая «коммуналка». В июле в Пермском крае вырастут цены на ЖКУ
Платить за теплицу? Что изменилось в законодательстве по недвижимости