Трамвай — один из символов Перми. Он вышел на маршрут без малого 100 лет назад. И сегодня этот экологичный и безопасный вид транспорта один из самых популярных. Развивать и поддерживать трамвайную сеть, а также многие другие сферы, помогает государственно-частное партнёрство (ГЧП).
По уровню его развития наш город — на лидирующих позициях в стране, отмечает доктор экономических наук, заведующий кафедрой ПГНИУ, управляющий партнёр агентства бизнес-экспертизы Игорь Мерзлов.
Позиции в рейтинге
- В рейтинге городов по уровню развития ГЧП, который представили ВЭБ и Наццентр ГЧП и в котором оценивался 481 проект от Северного Кавказа до Дальнего Востока, Пермь стала одним из лидеров, показав очень достойный результат.
Это не случайно, поскольку к проектам с применением инструментария ГЧП у городских и региональных властей давнее и особое отношение. Оно формируется успешными примерами, начиная с модернизации городского водоканала Перми по концессионному соглашению в 2005 году.
За это время провели реконструкцию всех ключевых объектов (Чусовские очистные сооружения, биологические очистные сооружения в Гляденово, фильтровальные станции и водозаборы), внедрили современные решения по очистке и смягчению воды. Инвестиционная программа формируется ежегодно, и результат — бесперебойное водоснабжение в домах и квартирах пермяков.
За этим и многими другими проектами, которые реализуются с привлечением средств инвесторов, — большая работа властей и бизнеса. Это и законотворчество на уровне региона, и готовность к диалогу на уровне муниципалитета, и постоянное обучение управленцев. Поэтому высокие позиции в рейтинге закономерны. При этом они — ориентир надёжности для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в развитие города.
Среда и опыт
Критерии, по которым оценивались достижения городов в рейтинге ГЧП, можно разделить на две группы. Первая — развитие среды и нормативной базы, вторая — количество проектов и опыт их реализации. И по каждому из этих направлений Пермь поддерживает довольно высокую планку.
С привлечением бизнеса и организаций развития идёт и модернизация городского электротранспорта. В ноябре 2022 года дирекция дорожных концессий, администрация города и компания «Мовиста регионы» подписали концессионное соглашение о модернизации системы городского электротранспорта. Масштаб впечатляет: обновление 35 км трамвайных путей и контактной сети, реконструкция 7 тяговых подстанций и депо «Балатово», закупка современных составов. Поддержку оказал ВЭБ.РФ — он выделил 1,7 млрд рублей на изготовление и поставку трамваев в рамках концессионного соглашения. Пермь получила 44 новых трамвая уже к лету 2023 года, с опережением графика. Теперь пермский трамвай — современный и комфортный.
Партнёрства строят и в других сферах. Например, довольно успешно реализуются проекты в области физкультуры и спорта. Так, в краевой столице в прошлом году построили крытый многофункциональный спортивный центр. Вложения сотавили 131,7 млн рублей, в том числе 89,5 млн — это частное финансирование.
Многофункциональный спортивный комплекс «Пермь-Арена», рассчитанный на 10,5 тыс. зрителей, также планируют возводить по концессии. Ещё один ГЧП-проект на перспективу — строительство и эксплуатация центра баскетбола «Аэросфера».
Укрепление доверия
Практика реализации ГЧП как инструмента привлечения частных инвестиций в важнейшие для людей сферы в ближайшие годы станет использоваться ещё шире. По решению президента, ВЭБ будет участником проектов государственно-частного партнёрства.
«С учётом имеющегося опыта и наработанной практики по проектам технологического суверенитета предлагаю корпорации развития выступить в качестве одного из обязательных участников проектов ГЧП», — сказал президент Владимир Путин.
Для российских городов это хороший знак — опыт и экспертиза ВЭБа в сфере государственно-частного партнёрства очень востребованы и муниципалитетами, и регионами. Ну, а детальные параметры участия будут определены правительством совместно с госкорпорацией.
Сейчас в экспертном сообществе звучат оценки по размеру возможных проектов — от 3 до 10 млрд рублей. Допускаю, что участие ВЭБа позволит создать новые формы ГЧП именно для городов.
Одно из перспективных направлений — тиражирование лучших решений и практик, в том числе и для проектов стоимостью от 200 до 500 млн рублей. Перспективным решением могли бы стать и офсетные контракты. В этом случае частный инвестор создаёт производство, а муниципалитет подтверждает свою готовность выкупать всю или часть производимой продукции.
Вообще, механика реализации ГЧП может быть разной. Важно, что каждый успешный проект — это укрепление взаимного доверия, на базе которого можно сделать многое и для развития городов, и для качества жизни людей. Опыт Перми — яркое тому подтверждение.