Ольга Трегубова с детства хотела преподавать. Девочкой она играла в учителя. Теперь это не игра. Ольга ведёт биологию в пермской школе № 64, имеет степень кандидата педагогических наук, а её работа отмечена званием «Почётный работник общего образования России». Но дорога к мечте была витиевата – она прошла путь от гардеробщицы до директора школы.
Всё началось с игры
Татьяна Титова, «АиФ-Прикамье»: Расскажите, почему вы решили стать учителем?
Ольга Трегубова: Я с детства мечтала связать жизнь с педагогикой. Где-то с третьего класса мы с одноклассниками часто оставались после уроков и играли в школу: я изображала учителя, а остальные ребята учеников. Мне нравился сам процесс: объяснять, рассказывать, показывать. Поэтому в старших классах сомнений, куда поступать, у меня не было. В педагогический. Передо мной лишь стоял выбор: идти на учителя биологии или учителя русского и литературы. Интерес к изучению живой природы всё-таки превалировал, и я поступила на факультет биологии и химии.
– Знаю, что ваш путь к профессии не был прямым. Изначально в школу вы пошли работать не учителем, а гардеробщицей. Как так получилось?
– На третьем курсе я встретила своего будущего мужа, забросила институт и посвятила себя семье, воспитанию детей. Когда наступил период выхода из декретного отпуска и нужно было куда-то устраиваться, то первое объявление, которое мне попалось, – это объявление, что в школу № 132 Перми требуется гардеробщица. И я пошла работать. Сначала работала гардеробщицей, потом стала вахтёром.
– Как из вахтёра вы попали в учительский состав?
– Где-то через полгода работы в школе меня вызвал к себе директор Людмила Борисовна Осташева и спрашивает: «Вокруг вас, Ольга Геннадьевна, всё время вертятся дети. Что вы с ними делаете?» Я сказала, что рассказываю им про животных, загадываю загадки, мне просто интересно с ними общаться. На это получила ответ: «Интересно общаться – значит, нужно идти работать учителем». Я говорю: «А какой же из меня учитель, если я всего три курса вуза окончила?» Тогда Людмила Борисовна сказала мне идти работать лаборантом и заочно учиться. Это был мощный толчок для меня. Она увидела во мне черты педагога, организаторские навыки. Сказала, что я могу вести за собой большие коллективы и добьюсь в этом успеха. Я часто вспоминаю её слова и думаю о том, как же она тогда была права.
Я получила высшее образование, защитила кандидатскую диссертацию. И потом как-то карьера пошла вверх: я работала замдиректора в школе по научно-методической работе, а потом департамент образования предложил мне стать директором школы № 64. В августе 2016 г. я стала руководителем этой школы. И была им до 2019 г.
Роль – детоводительство
– В чём вы видите роль педагога?
– Как мы знаем, родоначальником научного подхода к педагогике в России является Константин Ушинский. Например, он говорил, что роль педагога – это детоводительство. Дословно это значит водить ребёнка рядом, показывать ему, указывать и т.д. Или у Василия Сухомлинского есть хорошая фраза: «Наш труд – это, образно говоря, труд сеятеля. Мы сеем семена, из которых должны вырасти – в этом смысл нашего труда и нашей жизни – колосья, полные зерна, – убеждения, поступки». Эти идеи мне очень близки.
– В сфере ваших интересов – экологическое образование. Как вы прививаете школьникам любовь к природе?
– Мы с учениками много ездили по Пермскому краю, по стране, вели многочисленные экспедиционные исследования, ходили в походы. Например, мы путешествовали по рекам Чаньве и Яйве и фиксировали места свалок, проверяя берега на чистоту, изучали антропогенную нагрузку на одну из троп заповедника «Басеги», исследовали орнитофауну на острове Туренец.
Эти поездки всегда были посвящены воспитанию любви детей к природе, к своей Родине, к Пермскому краю, к России. И сейчас они вспоминаются с огромным удовольствием. Ребята очень благодарны за этот опыт. И их слова признательности, конечно, сейчас греют мне душу.
Место силы
– Профессия учителя требует серьёзной самоотдачи. Как вы восстанавливаете силы?
– Мой источник вдохновения – это путешествия. Редко бывает, что в выходные я остаюсь дома, обычно стараюсь куда-нибудь выезжать, устраиваю походы выходного дня. Просто обожаю горы. Есть такая известная цитата: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Это моя концептуальная основа для отдыха.
– Куда в Пермском крае вы готовы возвращаться снова и снова?
– Очень нравится мне скальный массив Каменный город. Много раз бывала здесь в разное время года и каждый раз он завораживает, создаёт таинственность и причудливость форм. Здесь можно находиться очень долго, впитывая красоту окружающей природы. Лесная панорама с высоты Большой Черепахи открывает бескрайность уральской тайги. Время летит незаметно и быстро. Красота такая, что глаз не оторвать.
У пермяков есть такое поверье, что желания, загаданные в Каменном городе, обязательно исполнятся. Поэтому рекомендую возвращаться сюда за новыми мечтами!
– Что ещё советуете обязательно увидеть своими глазами?
– Вся природа Пермского края прекрасна, завораживающе ослепительна! Советую обратить внимание на Камни Ветлан и Полюд, Каменный город и Усьвинские Столбы, скалы Колпаки и Помянённый камень, гору Ослянку. Это те места, где даже дети с самого юного возраста могут приобщаться к красоте нашего края.
– Наверное, для многих местом силы является дом, семья. Неслучайно 2024 год провозглашён Годом семьи. Расскажите про ваши семейные традиции.
– Они привычные. Мы собираемся обязательно на дне рождения каждого члена семьи и стараемся это делать день в день. Мы строим большой дом-дачу, где можно было бы собираться всей семьёй в летний период или тихими зимними вечерами у камина. За большим столом всегда появляется очень много тем для разговоров. И это есть самое прекрасное время, когда можно долго и допоздна общаться с близкими тебе людьми.
Ещё мечтаю о дачной традиции «День первого огурца на даче». Это когда дети, внуки едут к бабушке и дедушке на дачу не потому, что надо, а потому, что будет праздник, на котором будем снимать первые огурцы. А потом вместе из них готовить и поедать. Считаю такие неожиданные традиции прекрасным объединяющим началом семейных связей.