Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года, в деревне Алекино Ивановской области, в семье крестьянина.
С 1940 г. работал в г. Молотов (сейчас Пермь) в опытно конструкторском бюро завода № 19 имени Сталина (сейчас АО «ОДК-Авиадвигатель»).
Начинал с должности конструктора, в 1948 году назначен замглавного конструктора завода № 19.
В 1953 году,после смерти Аркадия Швецова, Соловьев возглавил КБ и руководил им на протяжении 35 лет.
Конструкторские разработки и достижения
Павел Соловьев – основоположник нового направления в двигателестроении.
В 1958 году по инициативе Павла Соловьева был создан первый советский двухконтурный газотурбинный двигатель Д-20П. Он значительно опередил аналогичные западные разработки и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении.
Годом позже под руководством Соловьева был создан первый в мире газотурбинный вертолетный двигатель Д-25В для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10.
Разработанный для силовой установки Ми-6 и Ми-10 редуктор Р-7 в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом двигателестроении. Он послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне АО «Редуктор-ПМ»).
В 1964 году в Пермском КБ разработан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30 для пассажирского самолета Ту-134.
В 1971 году для улучшения характеристик дальнемагистрального Ил-62 пермским КБ под руководством Павла Соловьева создан двигатель Д-30КУ. Благодаря повышению топливной эффективности Ил-62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелеты по территории России, а также в США и Южную Америку.
Разработке этого двигателя предшествовала интересная история. В СССР с дружественным визитом находился кубинский лидер Фидель Кастро. Во время его полета домой на самолете Ил-62 над Атлантическим океаном разразился шторм. Горючее было на нуле, и советский пилот попросил разрешение посадить борт на военно-воздушную базу США. Если бы американцы узнали, что этим рейсом летит Фидель Кастро, до Кубы он вряд бы добрался.
Спрятав Кастро в салоне, пилот взял ящик водки (на правительственных самолетах всегда был большой запас спиртного) и отправился на переговоры с американцами. О дозаправке удалось договориться довольно быстро, и в салон при этом никто не заглядывал. После этого случая на уровне руководства страны было принято решение в кратчайшие сроки поставить на самолет такие двигатели, которые были бы способны перелететь океан без дозаправок.
Еще один массовый пассажирский самолет - Ту-154М - с соловьевскими двигателями Д-30КУ-154, долгие годы был самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.
Из фильма «Павел Соловьев – последний из великих»: «В конце XX века двигателями Соловьевского КБ была оснащена огромная часть советской авиатехники. ...Как-то Леонид Брежнев проводил смотр отечественной авиации. Обходя представленные образцы самолетов и вертолетов, генсек почти везде натыкался на Павла Соловьева.
«Почему этот человек все время ходит за мной?» - вдруг спросил Брежнев.
«Леонид Ильич, на большинстве этих самолетов и вертолетов стоят двигатели его КБ».
Говорят, после этих слов среди членов высокой делегации случилось что-то вроде немой гоголевской сцены».
В 1979 году под руководством Соловьева разработан и внедрен в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д-30Ф6 для тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31.
В значительной степени уникальные летно-технические характеристики МиГ-31 обусловлены возможностями двигателя Д-30Ф6.
Благодаря Соловьёву Пермская школа двигателестроения стала одной из наиболее сильных в стране. Павел Соловьев был выдающимся конструктором и талантливым организатором.
В начале 80-х г. Пермское МКБ приступило к созданию нового двигателя. Позже ему присвоят индекс «ПС» (аббревиатура – Павел Соловьев).
Двигатели семейства ПС-90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту-204/214, Ил-96300/400, Ил-76ТД/МД90/А и др.
Награды и звания
Павел Соловьев - автор множества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей.
1961 г. Соловьеву присвоили ученое звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института
1967 г. - Павел Соловьев становится доктором технических наук.
1973 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР»
1981 г. Павел Соловьев избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Скончался Павел Соловьев 13 октября 1996 г. в Перми
При подготовке досье использована информация с сайта avid.ru