aif.ru counter
1667

Конструктор Павел Соловьев. Досье

Павел Соловьев – основоположник нового направления в двигателестроении.
Павел Соловьев – основоположник нового направления в двигателестроении. © / АО «ОДК-Авиадвигатель»

Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года, в деревне Алекино Ивановской области, в семье крестьянина.

С 1940 г. работал в г. Молотов (сейчас Пермь) в опытно конструкторском бюро завода № 19 имени Сталина (сейчас АО «ОДК-­Авиадвигатель»).

Начинал с должности конструктора, в 1948 году назначен замглавного конструктора завода № 19.

В 1953 году,после смерти Аркадия Швецова, Соловьев возглавил КБ и руководил им на протяжении 35 лет.

Конструкторские разработки и достижения

Павел Соловьев – основоположник нового направления в двигателестроении.

В 1958 году по инициативе Павла Соловьева был создан первый советский двухконтурный газотурбинный двигатель Д-­20П. Он значительно опередил аналогичные западные разработки и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении.

Годом позже под руководством Соловьева был создан первый в мире газотурбинный вертолетный двигатель Д­-25В для тяжелых вертолетов Ми-­6 и Ми­-10.

Разработанный для силовой установки Ми-­6 и Ми­-10 редуктор Р­-7 в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом двигателестроении. Он послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне АО «Редуктор­-ПМ»).

В 1964 году в Пермском КБ разработан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д­-30 для пассажирского самолета Ту­-134.

Сборка двигателя Д-30.
Сборка двигателя Д-30. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

В 1971 году для улучшения характеристик дальнемагистрального Ил-­62 пермским КБ под руководством Павла Соловьева создан двигатель Д­-30КУ. Благодаря повышению топливной эффективности Ил-­62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелеты по территории России, а также в  США и Южную Америку.

Разработке этого двигателя предшествовала интересная история. В СССР с дружественным визитом находился кубинский лидер Фидель Кастро. Во время его полета домой на самолете Ил-62 над Атлантическим океаном разразился шторм. Горючее было на нуле, и советский пилот попросил разрешение посадить борт на военно-воздушную базу США. Если бы американцы узнали, что этим рейсом летит Фидель Кастро, до Кубы он вряд бы добрался.

Спрятав Кастро в салоне, пилот взял ящик водки (на правительственных самолетах всегда был большой запас спиртного) и отправился на переговоры с американцами. О дозаправке удалось договориться довольно быстро, и в салон при этом никто не заглядывал.  После этого случая на уровне руководства страны было принято решение в кратчайшие сроки поставить на самолет такие двигатели, которые были бы способны перелететь океан без дозаправок.

Еще один массовый пассажирский самолет  - Ту­-154М - с соловьевскими двигателями Д­-30КУ­-154, долгие годы был самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.

Л. И. Брежнев и П. А. Соловьев у самолета Ил-76.
Л. И. Брежнев и П. А. Соловьев у самолета Ил-76. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

Из фильма «Павел Соловьев – последний из великих»: «В конце XX века двигателями Соловьевского КБ была оснащена огромная часть советской авиатехники. ...Как-то Леонид Брежнев проводил смотр отечественной авиации. Обходя представленные образцы самолетов и вертолетов, генсек почти везде натыкался на Павла Соловьева. 
«Почему этот человек все время ходит за мной?» - вдруг спросил Брежнев. 
«Леонид Ильич, на большинстве этих самолетов и вертолетов стоят двигатели его КБ».
Говорят, после этих слов среди членов высокой делегации случилось что-то вроде немой гоголевской сцены».

 

В 1979 году под руководством Соловьева разработан и внедрен в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д­-30Ф6 для тяжелого истребителя­-перехватчика МиГ-­31.

В значительной степени уникальные летно­-технические характеристики МиГ­-31 обусловлены возможностями двигателя Д­-30Ф6.

Миг-31.
Миг-31. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

Благодаря Соловьёву Пермская школа двигателестроения стала одной из наиболее сильных в стране. Павел Соловьев был выдающимся конструктором и талантливым организатором.

В начале 80-х г. Пермское МКБ приступило к созданию нового двигателя. Позже ему присвоят индекс «ПС» (аббревиатура – Павел Соловьев).

Макет двигателя ПС-90А2.
Макет двигателя ПС-90А2. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

Двигатели семейства ПС-­90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту­-204/214, Ил-­96­300/400, Ил­-76ТД/МД­90/А и др.

Награды и звания

Павел Соловьев - автор множества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей.

1961 г. Соловьеву присвоили ученое звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института

1967 г. - Павел Соловьев становится доктором технических наук.

1973 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР»

1981 г. Павел Соловьев избран членом­-корреспондентом Академии наук СССР.

Павел Соловьев за игрой в бильярд.
Павел Соловьев за игрой в бильярд. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»/ Иван Квятковский

 

Скончался Павел Соловьев 13 октября 1996 г. в Перми

При подготовке досье использована информация с сайта avid.ru

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах