Пермский край входит в эпоху перемен. По крайней мере, многим хочется так думать. Сменился глава региона. Виктор Басаргин, возглавлявший край почти пять лет, резко поменял курс, заданный предыдущей командой правительства. Что же ждёт нас с приходом Максима Решетникова?
Об этом мы поговорили с Николаем Новичковым, экс-министром культуры Пермского края, руководителем рабочей группы по развитию туризма Экспертного совета при Правительстве РФ.
Сверхзадачи
Марина Сафина, «АиФ-Прикамье»: Что было самым сложным для вас как для министра?
– Что бы вы посоветовали новому министру культуры Галине Кокоулиной?
Н. Н.: Ей не придётся выстраивать эти отношения. Она всех знает. Поэтому просто пожелаю терпения и личного мужества. С профессиональной точки зрения хочется пожелать, чтобы наряду с решением текущих оперативных задач она не забывала о глобальных. Необходимо ставить перед собой невыполнимые, на первый взгляд, цели.
– У вас это получалось?
Н. Н.: Оценивать не мне. Но во всяком случае, сделали мы многое. Например, первый в России фестиваль фестивалей «Белые ночи» длиною в месяц. Он пользовался популярностью не только у пермяков. В 2012-2013 гг. зафиксировали миллион посещений. Это ведь о чём-то говорит. Для нас это было сверхзадачей, и я рад, что получилось. В этом не было чьей-то личной заслуги. Это была работа команды.
– Многим до сих пор жалко, что фестиваля больше нет.
Н. Н.: Я предвидел такую ситуацию, это не стало новостью. Скорее – неприятным сигналом. Но ведь это не единственное из «не очень хорошего», что за последние пять лет произошло в крае. Можно долго перечислять, но мне не хочется пинать команду, которая сейчас уходит. Придут другие люди – более профессиональные, более интересные, любящие Пермский край.
– Какие самые большие потери в культуре за последние пять лет вы бы назвали?
Н. Н.: Концепция фестивального движения. Это явление, которое создаёт качество жизни и привлекательность региона. Ведь это не просто танцульки или приятное времяпрепровождение. Подобные мероприятия привлекают дополнительное внимание к региону не только зрителей и туристов, но и инвесторов. Это не просто экономические просчёты, а просчёты стратегические в управлении культурной политикой.
– Наверное, слышали заявление Теодора Курентзиса, что он уедет, если не будет новой сцены для оперного театра?
Н. Н.: Да, конечно. Теодор Курентзис – дирижёр номер один в России, один из первых в мире. Естественно, ему нужно пространство для работы, среда, соответствующая мировым стандартам. Я не думаю, что это шантаж. Это разговор. И его нужно вести предметно: строить дорожную карту, двигаться поэтапно к появлению новой сцены и реконструкции театра. Это не единственный объект, который требует внимания и в Перми, и в крае. Но если у нас живёт и работает мировая звезда, то совершенно понятно, что она требует соответствующего к себе отношения.
Как создать поток?
– А чего ещё нам не хватает для развития туризма?
Н. Н.: За эти пять лет мы потеряли уникальность. Например, нет музея «Пермь-36». Откровенно скажем: его не существует сейчас. А это был важный элемент уникальности региона. У нас нет фестиваля «Белые ночи в Перми». У нас больше нет того духа, который позволял людям из других регионов приезжать в Пермь как на праздник. Вот это всё мы потеряли. Остаётся Курентзис. Но это лишь один из столпов. А их должно быть несколько, которые бы формировали культурное, интеллектуальное и даже экономическое развитие региона. Сейчас очень сложно человеку ответить на вопрос: «А зачем ехать в Пермский край?». Причём как туристу, так и инвестору. Пока единственный ответ: у нас работает великий маэстро.
Раньше было чем привлечь внимание людей, и мы фиксировали рост туристического потока.
Помочь губернатору
– Что, на ваш взгляд, ждёт Пермский край с приходом нового губернатора?
Н. Н.: С большим уважением и симпатией отношусь к Максиму Геннадьевичу. Я искренне желаю ему удачи. Он пришёл в регион в сложное время. Пермский край за пять лет сильно сдал по всем позициям. Ему как минимум нужно выправить эту ситуацию. И параллельно решать стратегические задачи. В регионе много людей, готовых ему помочь. Именно помочь, а не воспользоваться его присутствием.
– С приходом Максима Решетникова стали поговаривать, что и культурная революция в Пермь вернётся. Возможно такое?
Н. Н.: Я не думаю, что прямо революция. Но какие-то элементы современной, привлекательной и стратегически важной для региона культурной политики – возможно. Всё будет зависеть от той культурной команды, которая будет рядом с главой. И я надеюсь, что это произойдёт.
– Вы готовы помочь?
Н. Н.: Я точно не готов вернуться в Пермь работать. Для этого есть личные причины. А на расстоянии я и раньше не отказывался помогать.