Примерное время чтения: 5 минут
476

Оголенный нерв. Пермский режиссер о несправедливости и культурной революции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Прикамье 29/09/2015
На счету Галины Красноборовой 12 фильмов и более 30 наград российских и международных фестивалей и конкурсов.
На счету Галины Красноборовой 12 фильмов и более 30 наград российских и международных фестивалей и конкурсов. / Владимир Анин / АиФ

К сожалению, ее лента «Старухи» о четырех песенницах из коми-пермяцких деревень осталась на этом киносмотре без награды. Но признание и благодарные отзывы зрителей заслуженно получила.

Кино для себя

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: – Галина, а если бы вдруг решили снять фильм о вас самой, кому бы вы доверили это? И каким был бы, по-вашему, его жанр?

Досье
Галина Красноборова. Родилась в 1979 г. в Перми. Окончила филфак ПГУ, режиссерский факультет ВГИКа, факультет документального кино Киноакадемии Баден-Вюртемберга (Германия). Член Киносоюза России и Гильдии режиссеров РФ. Обладатель более 30 наград российских и международных фестивалей и конкурсов. Муж – кинодраматург, есть две дочери.

Галина Красноборова: – Трагифарс. В крайнем случае трагикомедия. (Смеется.) Думаю, этот фильм должен быть очень ироничным. Кому доверила бы? Режиссеру-женщине! Почему-то первой приходит на ум Маша Кравченко, моя однокурсница, уже сильный, искренний документалист. Не хочу обидеть коллег-мужчин, но сегодня более востребовано тонкое, очень чуткое отношение к герою. У женщин этот орган работает, мне кажется, лучше.

– Ваше кино называют поэтическим. А какие стихи вы читаете про себя, когда одна куда-то идете или едете?

Г. К.: – Ой! На самом деле я достаточно равнодушна к поэзии. Но когда что-то такое случается, автоматически вылезают строчки Башлачева. Не потому, что я считаю его поэзию верхом совершенства. Просто в юности она была частью меня.

– Про фильм «Старухи» вы говорите, что для вас это диалог с вашей бабушкой...

Г. К.: – Да, но понимание этого пробило меня всего пару недель назад. И с тех пор постоянно реву. С бабушкой я много времени проводила в детстве. Она рассказывала мне о своей жизни, мы вместе пряли шерсть, вязали. «Пока все не использую, – говорила она, показывая на мешок с овечьей шерстью, – не умру».Она умерла внезапно, от рака. Мешок остался наполовину полон, допряла я. Но тему эту для себя как-то замолчала. И вот прошло 20 лет, я сняла «Старух» и вдруг поняла: это же мой детский взгляд на свою бабушку. Магия кино! Магия не в привычном смысле, а в каком-то терапевтическом. Говорят ведь, что все наши фильмы – это кино для себя, для преодоления в себе чего-то тайного.

А гильдии зачем?

– Понятие «справедливость», по данным социологов, входит в пятерку наиболее важных для россиян ценностей. Для ваших веселых старух с грустными глазами это понятие важно?

Г. К.: – О справедливости они вообще не упоминают и, по-моему, никогда не будут за нее бороться. У них другая шкала ценностей. Главное – чтобы был мир. Пусть даже худой. Мои героини родились в 1941-м.

Понятно, какие трудности выпали на их долю. Понятно, что война уничтожила все мужское население в деревнях, после чего деревни стали медленно погибать. Что может быть для них страшнее? Любой внешней угрозой запугать это поколение легче всего.

– А вам что в сегодняшней жизни кажется несправедливым, возмутительным?

Г. К.: – В последнее время много думаю об украинском кинорежиссере Олеге Сенцове. Весной прошлого года наши силовики задержали его в Крыму по подозрению в терроризме. Год держали в СИЗО, пытали. Потом дали 20 лет строгого режима, хотя всем ясно, что дело сфабриковано. Не могу представить другую страну демократическую, в которой творился бы такой произвол.

– Но российские кинематографисты, насколько я знаю, выступили с обращением в поддержку Сенцова?

Г. К.: – Да, собрали десятки тысяч подписей и продолжаем делать свое дело на благо государства, линчующего нашего коллегу. В такие моменты я ощущаю себя оголенным нервом. Неужели мы ничего больше не можем, кроме как подписывать письма в защиту?! И зачем тогда нужны все эти гильдии и киносоюзы, если они не способны действительно помочь?

Мировая прививка

– Уехав из Перми в 2003 г., вы вернулись в родной город лишь через восемь лет. Почувствовали влияние «культурной революции»?

Г. К.: – Если честно, впервые о ней я услышала в Германии, еще в 2009 г. Две россиянки, которые тоже учились там, узнав, из какого я города, тут же воскликнули: «О, Пермь, культурная столица!» Ну а когда вернулась, увидела, конечно, сколько нового здесь появилось: музей современного искусства, «Белые ночи», Полисский с его ленд-артом… В оперном по приглашению Курентзиса выступают европейские и мировые звезды. И все это для пермяков буквально в шаговой доступности!

– Тем не менее оценили это отнюдь не все.

Г. К.: – Понимаю, что некоторые артефакты современной культуры вызывали тут бурный протест. Что были сложности во взаимоотношениях пермяков с «варягами». Сейчас все это забылось, «культурная революция» практически сошла на нет. Но очень многие до сих пор воспринимают Пермь как место, где проводился тот культурный эксперимент. И я верю, что новое поколение, которое уже выросло на нем, будет относиться к миру совершенно иначе. Огромный недостаток Перми, по-моему, – тотальная провинциальность мышления. Город-миллионник, а люди оторваны от мира, мыслят по принципу «здесь и сейчас». Очень хочется, чтобы прививка мировой культуры сработала. Чтобы иммунитет против провинциальности у пермяков наконец появился.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах