79

Спрашивающий не собьётся с пути. Как увлечь детей красотой родного края

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Прикамье 13/10/2021
Евгений Волегов: «Общение с детьми развивает, стимулирует двигаться вперёд, заставляет смотреть на вещи совершенно под иным углом».
Евгений Волегов: «Общение с детьми развивает, стимулирует двигаться вперёд, заставляет смотреть на вещи совершенно под иным углом». / Евгений Волегов / Из личного архива

Страничку учителя истории и обществознания юговской школы Евгения Волегова в соцсети предваряет финская поговорка, мудрость которой, наверное, каждый из нас познаёт с годами: спрашивающий никогда не собьётся с пути.

Путь в школу, по которому педагог идёт, начался совершенно случайно. И вот уже более двадцати лет Евгений делится с учениками знаниями, увлекает их любовью к малой родине, водит в походы. Многодетный папа (у педагога четверо детей) путешествует и со своими ребятами. Он привозит из поездок волшебные фотографии. К своему творчеству педагог относится критично, хотя снимки получаются действительно чудесные. Кроме того, учитель находит время писать детские книги об истории родных мест.

Фото: Из личного архива/ Евгений Волегов

Вернуть былую славу

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Как получилось, что вы выбрали преподавание? И как вам удаётся сохранить увлечённость профессией?

Евгений Волегов: Много лет назад моя бывшая учительница истории сказала, что в юговской школе не хватает учителей. Она предложила мне попробовать себя в преподавании. Хоть я по образованию и педагог, но всё же сначала думал, что не останусь в школе надолго. Но прошло десять лет, потом ещё десять, а я всё ещё учу детей. В шутку говорю, что скоро я стану пенсионером, ведь учителя могут выйти на пенсию по выслуге лет раньше. В моей работе много позитивных моментов. Общение с детьми всегда очень интересно. Это развивает, стимулирует двигаться вперёд, заставляет смотреть на вещи совершенно под иным углом. Кажется, ты всё знаешь. А они вдруг задают тебе вопрос, ответ на который самому интересно найти. Последние несколько лет изучаю историю малой родины, и порой бывают любопытные совпадения: ребёнок что-нибудь спросит – и вдруг неожиданно приходит ответ. Помню, ребята поинтересовались, работали ли дети на юговских заводах? Буквально в тот же вечер нашёл интересные цифры. По данным на 1858 год, на  медеплавильных заводах (а это был крупнейший медеплавильный комплекс Урала) работали 5802 человека, 2580 из них – дети в возрасте до 16 лет. 

– Откуда такой интерес к родной истории?

– Любовью к родному краю меня увлекла моя учительница Алевтина Дмитриевна Наймушина. Меня всегда интересовала история, да и фамилия обязывает (смеётся) – Федот Волегов был одним из первых краеведов нашего региона, который изучал историю рода Строгановых. Через некоторое время после того как я пришёл работать в школу, сменился директор. Она задала вопрос: а почему бы не вернуть посёлку былую славу? У Юга в своё время были все шансы стать столицей губернии. Разве что водной артерии, Камы, не было. Мы решили выбрать для школы образовательный маршрут, связанный с историей юговских заводов. Я начал собирать и обобщать всё, что было. Пока у меня не было классного руководства, мог раз в неделю выезжать в архивы. Возрождать интерес к истории посёлка решили в том числе и через соцсети. Я открыл страничку, посвящённую истории заводов.

 

Яркие страницы

– В преподавании эта страничка помогает?

– Да. Иногда я даю своим ученикам задание, и они изучают материал, который на ней разместил. Вижу, что им это интересно. Мы планировали создать учебно-методический комплекс по истории посёлка. Но в итоге появилась другая идея: я подумал, а почему бы не написать детские книжки? Важно, чтобы дети прониклись историей и красотой места, в котором они живут.

– Книги уже есть?

– Да. Весной прошлого года сказал художнику Олегу Сюткину, что хочу написать детскую книжку об истории юговских заводов. Он согласился её оформить бесплатно. Для первой книги он нарисовал иллюстрации. Далее о книге узнала одна из лучших акварелистов Пермского края Ольга Пешкова. Она тоже вызвалась создать иллюстрации. Сейчас как раз идёт предпечатная подготовка. Правда, это оказалось дорогим делом. Мы выиграли грант, но его не хватило. Поэтому ищем возможности для издания серии книг. От планов по разработке учебного комплекса я всё-таки не отказываюсь. Хочется работать над историческими проектами и впредь. Правда, времени не хватает.

Охота на мамонтов

– Вы водите учеников в походы. Насколько для них это важно?

–Походы – это всегда весело, интересно. Мы чаще всего ходим на сплавы. И детям такая активность очень нравится. Если даже они сильно устали, всё равно просят отправиться в следующий поход. Всё, как в известной шутке: походники делятся на две категории – вымотался и «больше никогда не пойду», вымотался и «когда снова пойдём?». Такие поездки – прекрасная возможность показать ученикам красоту, которая их окружает, помочь им ценить и уважать природу. Как удаётся увлечь детей предметом, путешествиями? Думаю, что надо чувствовать их, пытаться посмотреть на себя их глазами. Тогда станет понятно, что им интересно, а что нет.

Фото: Из личного архива/ Евгений Волегов

– Вы часто путешествуете по краю. Какие самые любимые места? Что бы вы хотели изменить или улучшить на туристических маршрутах?

– Важно, чтобы туристы начали заботиться об окружающей среде. На речных, горных стоянках всё завалено мусором. Чем менее доступна территория, тем меньше отходов. А вот когда мы приходим в популярное место, например, на Усьвинские Столбы, видим, что территория захламлена. Сейчас стало меньше пластиковых бутылок, но появилась новая напасть – влажные платочки, которые валяются везде. Мы в шутку называем их мамонтами. Во время походов с учениками объявляем совместную «охоту на мамонтов». Протыкаем их палками и складываем в пакеты, которые потом увозим с собой. Это почему-то всем нравится и вызывает всеобщее веселье. Что касается обустройства стоянок в туристических местах: чем меньше вмешательства в природу, тем лучше. Всё должно быть естественно. Любимых мест у меня немало, но больше всего нравятся горы. Например, Ослянка, Конжак и вообще Северный Урал. У нас даже есть семейная традиция – с моими детьми мы на День учителя (я беру выходной) устраиваем ночёвку на Ермаке, а потом едем через Кунгур домой. Это – любимое завершение сезона. В этом году, к сожалению, не сложилось. Надеюсь, что сможем отправиться в другое путешествие. Хотим съездить в Долгие горы, в Оренбургскую область. Посмотреть, где начинаются Уральские горы. Мои дети – тоже фанаты путешествий. В этом году мы взяли с собой самую младшую дочку, первоклассницу, и проехали 200 км на велосипедах от Юга до Кунгура. А потом вернулись по старому Сибирскому тракту, увидев много пещер, гротов. Они устали, конечно. Но сейчас с удоволь­ствием вспоминают это приключение.

Фото: Из личного архива/ Евгений Волегов

– Вы привозите из путешествий много потрясающих фотографий. Это ещё одно ваше увлечение?

– Да. С детства неплохо рисую, но сейчас сложнее этим заниматься. Захотел увлечь сына рисованием, но не получилось. А я, напротив, снова увлёкся. И надолго. Думаю, художественный взгляд помогает находить сюжеты для фотографий. Фотографировать меня научил папа. Именно он показал мне волшебство плёночных фото. Люблю снимать утром, вечером. В этом деле главное – не суетиться. Мы сейчас торопимся, куда-то бежим. А это мешает видеть красоту момента. Уверен – там, где надо, ты всё равно успеешь.

Досье
Евгений Волегов. Родился в Перми в 1978 г. Сразу после рождения родители увезли его в п. Юг. Учился в юговской школе, окончил Пермский педагогический университет по специальности «учитель истории и общество­знания». С 1998 г. преподаёт в юговской школе. Учитель высшей категории. Участник краевого этапа конкурса «Учитель года», был победителем по версии детского жюри. Куратор проекта «Легенды юговских заводов», призёр краевого конкурса «Пермский позитив» в номинации «Уникальные места Пермского края».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах