Современному педагогу требуется не только быть специалистом в своей области, но и разбираться в новых технологиях и других вызовах, которые бросает прогресс. В этой суете учителя сталкиваются с усталостью, выгоранием и банальной нехваткой часов в сутках. Учитель русского языка и литературы Валерия Симпатова показывает своим ученикам и коллегам совершенно другой пример – помимо классного руководства и проведения уроков она успевает побеждать в профессиональных конкурсах, заниматься с детьми в медиацентре и возглавлять Ассоциацию молодых педагогов Перми. О том, как успеть всё на свете, любить свою профессию и делать детей счастливыми, Валерия рассказала «АиФ-Прикамье».
Испугали ученики
Михаил Боталов, «АиФ-Прикамье»: Как вы пришли в профессию. С чего начался ваш путь?
Валерия Симпатова: После школы я поступила в педагогический университет (ПГГПУ. – Авт.). В его стенах я получила сразу две специальности – учитель русского языка и литературы и лингвист-переводчик. В студенческие годы решила для себя, что в школу работать не пойду. Но после защиты дипломов всё же решила поработать учителем хотя бы год. И вот уже девять лет работаю в сфере образования. Стала председателем Ассоциации молодых педагогов Перми. Получается, что случайности не случайны!
– Выбор университета тоже был случайностью?
– Я выросла в семье полицейских. Мама в своё время хотела стать учителем. И, наверное, когда я выбрала педагогический для поступления, в её сердце это отозвалось. В школе я училась в гуманитарном классе, где было много литературы, истории, обществознания. Их я и решила сдавать. С этим набором прошла в педагогический университет и институт культуры. Мама предлагала ещё рассмотреть юридический факультет, но я спонтанно выбрала филологию.
– Что напугало в педагогической практике?
– Первая практика была в замечательной гимназии № 33. Меня комфортно встретили, много помогали. И друзья были рядом. Казалось бы, всё хорошо, но меня испугали дети. Я вела урок по заготовленному плану, а дети не знали об этом плане! Ребята начали задавать вопросы, к которым я не была готова. Тогда я поняла, что быть учителем – тяжкий труд, ведь ты не можешь ни один вопрос оставить без ответа.
Тем не менее, когда я получила диплом, то открыла карту и нашла школу рядом с домом. Это был «Город дорог». Я сходила на собеседование и меня сразу взяли. Первое время меня оберегали от классного руководства. Директор считала, что учителю сначала нужно адаптироваться. Это очень правильная позиция. Позже я работала в гимназии № 5, во время работы в которой я стала «Учителем года Перми». И сейчас работаю в школе № 77.
– Как появилось желание поучаствовать в таком конкурсе?
– Здесь мне опять же помогли случайности! Я участвовала в конкурсе «Ломоносовский урок» от частного лицея, мне необходимо было снять фрагмент урока. Я придумала концепцию, провела урок и засняла его. Тогда я победила в конкурсе, и администрация гимназии № 5 предложила мне отправить этот ролик на конкурс «Учитель года». Так я и оказалась в очном этапе, где было много интересного. Я провела урок по «Отцам и детям» Тургенева, где мы разбирали образ Базарова через Илона Маска – сравнивали их психологические портреты, которые очень похожи. На семинаре мы изучали отсылки на классиков в русском рэпе. А в конце была дискуссия среди трёх финалистов.
Видимо, я была настолько убедительна в своей позиции, что в итоге услышала своё имя в главной номинации на церемонии закрытия. Меня потом все спрашивали: «Что ты такого сделала?» А я просто была собой.
– Не пробовали пройти в следующий этап – выступить на уровне края?
– Тогда, в 2022 г., у меня не было сил после городского конкурса, я очень устала эмоционально. В 2025 г. к нам в школу пришёл молодой педагог – учитель физической культуры Александр Казьмин. Его сразу же отправили участвовать в пермском этапе «Учителя года», я стала его наставником. А 14 февраля мы узнали, что он занял первое место в номинации «Мой первый открытый урок».
«Выбраться из рутины»
– Вы упомянули об Ассоциации молодых педагогов. Расскажите больше о ней.
– Она была и до меня. Неравнодушные учителя Перми собрались и подумали, что хотят реализовывать свои интересные проекты. Они решили делать это не просто на дружеском уровне, а серьёзно. Это добровольная история, вступить можно по заявлению. У нас есть совет из 15 человек. Мы собираемся раз в месяц и реализуем идеи, которые нравятся нам самим. Например, проводим квизы для педагогов на 100-150 человек. Участвуют команды из школ, из детских садов. Ещё одной нашей фирменной фишкой является конкурс «Амбициозен», которому нет аналогов.
– В чём его суть?
– В «Учителе года» ты представляешь себя, а в нашем конкурсе педагоги объединяются в случайные команды и проводят совместные мероприятия для детей. Они проходят на социокультурных площадках города и носят образовательно-воспитательный характер. Мы выходим за рамки школы, находим единомышленников. Педагоги делают это с нулевым бюджетом, но с горящими глазами. И получается очень классно! Сейчас конкурс как раз в самом разгаре.
– А в чём заключается роль председателя Ассоциации?
– Я курирую все наши мероприятия. У нас есть план. Я договариваюсь о месте и времени проведения, налаживаю коммуникации, ищу волонтёров, тех, кто осветит мероприятие. У меня есть заместитель – Виола Гордеева. Я благодарна ей за помощь. На наших хрупких женских плечах и энтузиазме всё держится и происходит.
Ассоциации молодых педагогов очень помогает наша основная площадка – Пермский дом учителя. Его директор Ольга Клепцина вкладывает в нашу работу не меньше души, чем мы сами.
– Зачем молодым педагогам такое объединение?
– Если ты работаешь только в школе, то в один момент становится тесно. Выбраться из рутины, найти новых людей твоего возраста и делать проекты, направленные на хобби и творчество, – очень полезно! Это эмоциональная разгрузка. Молодой учитель может отыскать для себя новую роль и лучше узнать себя самого.
«Моя сила – в семье»
– Сейчас психологи много говорят о выгорании. В профессии учителя оно тоже возникает? Как с этим справляться молодому педагогу?
– В Ассоциации мы проводили тренинги, приглашали психологов. В «Учителе года» была дискуссия как раз на эту тему. Тогда я приводила статистику, что в 2022 г. 80 % учителей так или иначе сталкивались с выгоранием. Мы говорили о том, может ли несчастный педагог сделать счастливым ребёнка. Мне кажется, если человек несчастен в каких-то личных вопросах, то работе он отдастся так сильно, что вложит всю энергию в детей. Сейчас мы стали не бояться говорить о выгорании и бороться с ним. Это здорово.
– Говоря об энергии. Помимо Ассоциации и конкурсов вы ещё ведёте с ребятами большую внеклассную работу как медиапедагог.
– Это началось ещё в гимназии № 5. Мы с ребятами сделали один из первых в Перми медиацентров. Трансформировали наши тексты с уроков во что-то интересное для всей школы. В процессе мы учились работать с информацией – с видео, с инфографикой. В школе № 77 у нас есть телевизионный центр. Это даёт больше возможностей, больше вызовов. Как показывает мой опыт, ребята, которые активно проявляют себя в медиасфере, более успешны в учёбе. Они могут не быть отличниками, но хорошо учатся и усваивают информацию, умеют балансировать. Медиа – это сила!
– А что это значит для учителя?
– Для учителя это ещё одна возможность реализовать себя, свой творческий позыв, делиться частичкой своей работы с миром. Реализовать свои хобби.
– А для вас это тоже хобби?
– Я вообще живу в школе. Мне очень нравится медиа, красивые тексты, сочные фразы. Я получаю счастье и восторг, когда вижу и слышу что-то красивое. Если бы я не была учителем, то стала бы журналистом.
– Откуда столько сил на это?
– Моя сила в семье, они меня очень поддерживают. Ещё я черпаю вдохновение и любовь в своей работе. Я улыбаюсь практически всегда, когда говорю про работу, так как искренне ценю её. С людьми сложно работать, но когда я вижу, как что-то получается у моих коллег и у моих учеников, – я получаю потрясающие эмоции!