aif.ru counter
448

Поколение Z. Как с ним общаться?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Прикамье 18/12/2019
Современное поколение с большим интересом изучает иностранные языки. И не только английский.
Современное поколение с большим интересом изучает иностранные языки. И не только английский. © / pixabay.com

Они начинают пользоваться смартфонами раньше, чем ходить, реальному общению предпочитают виртуальное. Найти общий язык с «цифровыми аборигенами» не так просто.

Родители и учителя часто ругают детей за то, что те не хотят учиться, не читают, «зависают» в телефонах. Психолог высшей категории, преподаватель педагогического факультета ПГНИУ Татьяна Графская много знает о поколении, которое  называют поколением Z. Она уверена, что современные дети обладают множеством достоинств. Главное – научиться их слышать и понимать.

Больше шума, лучше оценки

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Чем отличается поколение Z от предыдущих?

Татьяна Графская: Говорят, какое время - такие и дети. И это верно. Время сейчас быстрое. Оно предполагает многозадачность, многопрофильность. И дети сейчас такие же. Помню, была в жюри конкурса школьных исследовательских проектов. Второклассник кадетской школы, выяснял, какой самый лучший способ для выполнения домашних заданий. Сначала нам, членам жюри, тема показалась странной. Что тут исследовать? Сиди и учи в тишине. Но оказалось, у современных детей даже этот привычный процесс идёт совсем по-другому! Мальчик опросил своих одноклассников и сделал удивительный для нас вывод: когда домашние задания они выполняют в тишине, результаты оказываются самыми низкими. Если в это время ещё и музыка звучит, то учёба даётся легче. Музыка и видеоролик? Процесс идёт ещё лучше. Мальчик доказал: если при подготовке домашнего задания школьник выполняет от трёх до шести задач, то результаты превзойдут те, которые он получит, готовясь в тишине.

Конечно, многозадачность не всегда влияет на детей этого поколения положительно. Обратная сторона медали – это клиповое мышление. У них нет глубины и системности знаний, которая была характерна для советских детей. Можно сказать, что у современных детей мир в сознании яркий, но фрагментарный в виде мозаики. Зато они много могут объять. Ещё одна проблема – дефицит внимания. Большинству ребят очень сложно сосредоточиться на каком-либо предмете, так как они постоянно окружены массой информации.

Лайк Татьяне Лариной

– Многие родители и учителя жалуются, что ребята не хотят ни читать, ни учиться. И  вообще ничего не хотят. Это так?

– С этим я поспорю. Если мы не просто ходили, а порой бежали в школу (даже с желанием просто пообщаться с друзьями), то новое поколение учеников нуждается в мотивации. Они прагматичны, им нужно объяснить, зачем учить тот или иной предмет. Некоторые дети задают вопрос: «Для чего мне нужна история, если я буду работать в автосервисе?» Надо объяснить им, что изучение любого предмета развивает мозг. Школьники должны понимать, что у нас есть биокомпьютер – наш мозг. И нужно его «прокачивать», уметь им управлять для учебного и жизненного успеха.

Я заметила, что современное поколение с большим интересом изучает иностранные языки. И не только английский. Знаю девочку, которая в пять лет вдруг заявила родителям, что хочет учить корейский и японский. Если ребёнок проявляет такую познавательную активность, то лучше её поддержать.

– Необходимость мотивации, многозадачность, клиповое мышление: как учить таких детей?

 – Стоит активно подключать и их «цифровое мышление», и сами цифровые технологии. Необходимо включать образное мышление детей, воздействовать на них эмоционально. Очень важна наглядность.

Как, к примеру, убедить современных школьников читать «Войну и мир»? Это же огромное и серьёзное произведение, требующее внимательного чтения. А с вниманием у этого поколения дела обстоят не очень хорошо. Но это можно сделать. Например, разделить класс на мальчиков и девочек. Мальчикам предложить выделить в тексте всё, что связано с войной, маркером в компьютере синим цветом. Затем спросить у них, чего в первом томе больше – войны или мира? Девочек попросить отметить всё, что связано с миром, красным цветом маркера компьютера и дать ту же задачу. По опыту скажу, детям такой подход очень нравится. Они с удовольствием выполняют это задание с применением компьютерных технологий. Можно, например, попросить школьников придумать, какие сообщения в социальной сети отправляла бы Татьяна Ларина Евгению Онегину, какие репосты она делала бы на своей страничке, чему ставила бы лайки. А что бы ей ответил Евгений? Этот подход отлично работает – выясняя это, дети прочитывают произведение Пушкина и могут его анализировать.

Учёба в кайф

– Говорят, детей этого поколения важно хвалить и поощрять.  Как правильно это делать, чтобы не избаловать?

– Да, это очень важно. Вариантов поощрения много. Я бы обратила внимание на то, которое, к сожалению, редко используют. Если мы говорим об учёбе, то тут прекрасной наградой может стать… свободное время. Например, если ребёнок выполнял все задания успешно, то можно отпустить его на каникулы чуть раньше. Закон об образовании это позволяет. 

Есть «ценные бумаги», придуманные учителями, которыми можно поощрять детей. Учитель в начале года может выпустить свою валюту, придумав ей своё название. Например, кайфики (пусть дети получают кайф от учёбы!). И выдать по четыре кайфика каждому ученику. Если ученик не может ответить на вопрос, то отдаёт одну бумагу тому, кто смог это сделать. Кто накопит больше «денег», тот получает бонус. Например, шоколадку. Вы даже не представляете, как важно для детей получить такое поощрение, причём именно из рук учителя. Это повышает мотивацию, помогает нести ребёнку ответственность за учёбу, учит экономической грамотности. Правда, на такую валюту стоит поставить печать, чтобы дети не смогли сжульничать. Также можно использовать «страховые полисы», которые ребёнок кладёт на стол учителю, если по каким-то причинам не подготовился к уроку. В этом случае необходимо заранее прописать правила их использования, чтобы весь класс не воспользовался полисами одновременно.

– Что вы посоветуете родителям?

–  Перестать стараться тотально всё контролировать и воспитывать у детей чувство ответственности и самостоятельности. Для современных детей характерен инфантилизм. Причина - постоянный контроль со стороны пап и мам. Родители с мобильным телефоном, проверяют всё: от передвижения детей до их учёбы. Всегда надо помнить о том, что чем больше ответственности берёт на себя родитель, тем меньше её у ребёнка. Сын или дочь расслабляются и не умеют жить своим умом.  

Особенно остро проблема непонимания между отцами и детьми всегда проявляется в подростковый период. Стоит проводить тренинги для родителей, обучая их эффективному общению с беспокойным подростком. Надо рассказывать, кто такие подростки, чем они живут. А многие папы и мамы относятся к ним так же, как к первоклассникам, продолжая контролировать каждый шаг. В подростковом возрасте важно сохранить эмоциональную близость с ребёнком, дать ему автономность. Необходимо помочь ему взрослеть. И лучше, чтобы он взрослел радостно.

– Как это сделать?

– Стараться обращать внимание на позитивные моменты в жизни, на достижения и положительный опыт. Надо учить делать выводы из ошибок, а не просто расстраиваться по этому поводу. Новый год – прекрасная возможность, чтобы формировать привычку у детей концентрироваться на позитиве. Я всем предлагаю делать корзину достижений. Можно взять красивую коробочку, нарядно её оформить. Сложить туда бумажки, на которых записаны достижения за год, или предметы, напоминающие об этих приятных мгновениях. О любых, даже, казалось бы, самых незначительных. Это покажет, что жизнь может быть прекрасной и удивительной у разных поколений. В конце года можно выдавать весёлые медали буквально за всё: за скромность, шоколадолюбие, лужепроходимость, плюшкопоедание, перилосъезжаемость и т.д. Проявите фантазию. Но самое главное для ребёнка – чувствовать себя любимым. Помните, что добрых слов и объятий не бывает много.

ДОСЬЕ
Татьяна Графская родилась в Перми. Окончила Пермский государственный пединститут, Центральный институт усовершенствования врачей (Москва), Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, (Санкт – Петербург). Преподаватель лаборатории образовательных технологий и программ педагогического факультета РИНО ПГНИУ, детский психолог, нейропсихолог.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах