Активность потребительская жителей России за пять месяцев этого года выросла на 11%.
Россияне стали больше делать необязательных покупок - тратить деньги на досуг и развлечения, делают крупные покупки.
По данным аналитического сервиса Продажи.рф («Первый ОФД», входит в группу ВТБ), россияне восстанавливают объёмы покупок для всех областей жизни. С января по май 2023 года общий показатель покупательского спроса приблизился к значениям такого же периода 2021 года, а объём потраченных россиянами средств вырос. Об этом банк сообщил в преддверии Петербургского международного экономического форума-2023.
По статистике торговых точек, обслуживаемых оператором фискальных данных, за пять месяцев этого года россияне уже потратили около 1,2 трлн рублей. При этом, чаще, чем годом ранее покупали электронику – число товаров выросло на 20%. Однако, траты снизились на 6% и составили 10 млрд рублей. Общее количество покупок выросло почти на 29% при аналогичном объёме затрат.
В популярных категориях существенных изменений не произошло. Спрос на одежду и обувь вырос на 2%, а объём потраченных средств увеличился на 13% (около 144 млрд рублей), сохранившись в пределах годовой инфляции. По сравнению с 2021 годом активность покупателей в этом году была ниже на 10%. Это связано с остаточным влиянием ухода крупных брендов с рынка. Здесь восстановление спроса происходит постепенно по мере замещения товаров на рынке.
На продукты питания за пять месяцев россияне потратили 317 млрд рублей. Эксперты аналитического сервиса отмечают небольшое снижение количества приобретаемых товаров к прошлому году и замечают, что модель потребительского поведения россиян изменилась. На фоне стабилизации ситуации покупатели перераспределяют свои расходы в пользу так называемых «необязательных» покупок.
Спрос на товары для спорта и активного отдыха после снижения в 2022 году также вернулся на уровень 2021 года по количеству покупок, объём расходов вырос за 2 года на 5%, достигнув 15 млрд рублей за январь-май. Одновременно россияне стали реже покупать алкоголь и сигареты: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество покупок в этих категориях снизилось на 8% и 11% соответственно, а к пяти месяцам докризисного 2021 года – на 5% и 10%.
«Активное восстановление потребительского спроса в 2023 году, которое мы отмечаем, подтверждается также и данными Центробанка. Мы наблюдаем довольно умеренные показатели ценового давления, рост расходов на те или иные товары в пределах или ниже показателей инфляции, а в некоторых категориях можно говорить даже о небольшой дефляции. Покупательскую способность стимулируют позитивные рыночные ожидания и доступность всех видов кредитования для населения. Рынок потребительских товаров постепенно возвращается к своей докризисной структуре. В условиях дальнейшей стабилизации экономической ситуации и успешной реализации адаптационных мероприятий, мы рассчитываем, что он продолжит расти», – комментирует Александра Красовская, руководитель отдела продаж аналитических сервисов «Первый ОФД».