С июня 2025 года в связи с заключением новых контрактов с перевозчиками транспортную отрасль Перми ждут большие перемены. Они коснутся как маршрутной сети, так и требований к оснащению автобусов. Но есть изменения, которые произойдут раньше. Одно из самых главных – отмена оплаты проезда наличными. О новшествах рассказал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.
Минус наличка
Забыл карту дома, а телефон разрядился? Или у тебя в принципе нет ни того, ни другого (такое бывает с пожилыми людьми)? В таких случаях пассажиров общественного транспорта выручает наличка, которой можно оплатить проезд, обратившись к водителю. Этой весной всё изменится. Городские власти решили отменить оплату проезда наличными.
«Мы снимаем с водителей обязанность продажи билетов. Планируется, что изменения будут реализованы с 15 апреля. По крайней мере, к этой дате мы стремимся, – рассказал Анатолий Путин. – Сейчас наличными проезд оплачивают около 2,5% пассажиров. Чтобы этим пермякам было комфортно перейти на другие способы, повышается стабильность работы валидаторов, увеличивается их число. Также развивается мобильное приложение – мы выпустили новую более функциональную версию “Пермский транспорт”. Она, к примеру, позволит оплачивать проезд напрямую – с банковского счёта, создавать виртуальные проездные, развивать обратную связь с пассажирами: пермяки смогут оценивать в приложении чистоту салона, микроклимат, работу водителя и так далее».
Возможность оплатить разовую поездку наличными останется, но для этого человеку нужно будет обращаться в один из пунктов продажи транспортных карт. Сейчас их 57. Дептранс планирует организовать 100-150 точек. Разовый «билет» будет выглядеть как пластиковая карта.

Отказ от наличного расчёта, по мнению Анатолия Путина, поможет снизить психоэмоциональную нагрузку на водителей, повысить престиж профессии, и, соответственно, привлечь новые кадры в отрасль, где уже давно наблюдается дефицит работников. С той же целью будут проводить конкурсы. Один из них предполагает денежное поощрение лучших.
«Всего в Перми около 1300 водителей автобусов. Мы планируем выбрать из них ко Дню работника автомобильного транспорта сотню лучших. Они получат поощрение в виде 100 тысяч рублей», – рассказал Анатолий Путин.
Среди критериев оценки озвучили соблюдение Правил дорожного движения и требований контракта, отсутствие ДТП по вине водителя автобуса.
Новые маршруты
Переход на новые контракты позволит внести серьёзные изменения в маршрутную сеть Перми. К примеру, таким образом хотят решить проблему высокой загруженности автобусов, которые связывают центр города с Кировским и Орджоникидзевским районами. Некоторые корректировки – в основном точечные – проводятся и сейчас.

«1 февраля объединились маршруты № 10 и 68 (они частично дублировали друг друга). Что нам это даёт? Во-первых, беспересадочную связь между микрорайонами Нагорный и Садовый (маршрут стал длиннее). Во-вторых, так мы экономим количество автобусов и водителей. И при этом новый маршрут – он курсирует под номером 10 – ходит чаще, – рассказывает Анатолий Путин. – Планируется, что с июня на маршрутах № 15 и 53 будут курсировать гармошки. Но раз часть таких автобусов у нас получена, решено запустить их для снятия напряженности в отдалённых районах уже сейчас. Поэтому у нас со стороны Кировского района появится временный маршрут № 42, а со стороны Орджоникидзевского – № 43. Они будут работать с марта до июня».
Новенькие гармошки уже ходят на маршруте № 50. Их запустили 19 января. Как себя показали эти автобусы?
«Каких-то серьёзных нареканий или эксцессов не было. Надеюсь, что и не будет. В общем потоке гармошки чувствуют себя довольно комфортно. Водители прошли стажировку и уже привыкли к маршруту. Количество пассажиров существенно увеличилось (примерно на 10-15%). Отзывы пермяков – положительные. Думаю, что неделя эксплуатации показала: не стоит бояться гармошек», – отмечает Анатолий Путин.

Есть и другие изменения. Автобус № 63 (он ходил из микрорайона Крохалева до площади Дружбы через Среднюю дамбу) с 1 февраля отменили, так как у него было несколько дублирующих маршрутов. Это позволит усилить другие направления, говорят в дептрансе. Альтернатива – автобусы № 50, 36 и 4. Кроме того, с 1 февраля появился новый маршрут № 82 «Гашкова – Вышка-1 – Грачёва – Гашкова». Его запуск позволит организовать связь микрорайона «Вышка-1» с соцобъектами на улице КИМ и подвоз пассажиров к общественному транспорту на площади Восстания. Маршрут № 36 продлили до ул. Гашкова, а № 58 будет теперь заезжать на остановку «Улица Ивана Франко».
Есть новость и касательно онлайн-табло на остановках, расположенных на проспекте Парковом. Они уже подключены к питанию, идёт настройка связи с сервером. Ожидается, что в скором времени она завершится и табло заработают.