Тысячи учёных из десятков стран, сотни докладов — со 2 по 6 июля Пермь стала местом, где говорят о самом важном: о человеке, культуре, памяти, корнях и будущем. В краевом центре проходит XVI Конгресс антропологов и этнологов России (КАЭР) — крупнейший гуманитарный форум страны, собирающий исследователей из разных дисциплин и континентов.
От Крыма до Дальнего Востока
Программа форума масштабна: 62 секции, 7 круглых столов, около 1500 докладов, участники — со всей страны. Среди них не только учёные, но и музейные работники, педагоги, архивисты, представители органов власти и институтов гражданского общества.
«Это не узкоакадемическая история — это живая дискуссия, где наука работает вместе с обществом», — подчёркивают организаторы конгресса.
С 1995 г. мероприятие задаёт тон научному разговору об идентичности, традициях, миграциях и исторической памяти.
В этом году форум проходит в Перми — неслучайно. Здесь сформировалась собственная этнологическая школа, активно работает Институт гуманитарных исследований Уральского отделения РАН. Один из ключевых акцентов на нынешнем мероприятии — 100-летие Коми-Пермяцкого округа.
На конгрессе встречаются учёные разных дисциплин: этнографы, археологи, антропологи, лингвисты. Такая мультидисциплинарность очень важна. Только в диалоге между науками рождается полная картина.
«Для меня есть и личная, и профессиональная мотивация участвовать в конгрессе: в этом году мы отмечаем юбилей Коми-Пермяцкого округа. Эта тема мне очень близка, поскольку я занимаюсь этнографией региона. Более того, я являюсь одним из руководителей секции, посвящённой культуре коми-пермяков в контексте традиционной культуры Урала. Это очень интересное направление», — рассказывает старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Уральского отделения РАН Артём Вострокнутов.
По данным переписи 2020 г., в России живёт чуть больше 55 тысяч коми-пермяков. И большая часть — в Пермском крае. Их история — это история соседства и взаимодействия. На севере округа — граница с Республикой Коми, на западе — с Кировской областью (исторической Вяткой), на юге и востоке — русские районы. Такое положение определило многое: на севере традиционно преобладали охота и рыболовство, на юге — земледелие. Различается и язык: диалекты коми-пермяцкого живут своей жизнью в каждом районе.
«Конгресс — это масштабное и очень важное событие: уникальная возможность представить свои исследования, послушать коллег по самым разным темам и обменяться опытом. Мне очень нравится процесс организации, встреча участников, живое общение. Если у кого-то был творческий застой, такие встречи всегда помогают найти новые идеи и вдохновение. Лично я рассчитываю на свежие научные открытия и заряд энергии и для себя, и для всех участников мероприятия», — говорит Артём Вострокнутов.

Наука без границ
Целые делегации в Пермь приезжают с Кавказа, Крыма, много учёных из Москвы и Петербурга.
«Мы прибыли из Сыктывкара большой группой от нашего института и СГУ – около 15 человек, — делится кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Людмила Лобанова. — Я выступаю в двух секциях: «Культурное пограничье: межэтнические контакты в фольклоре и мифологии и «Календарные праздники и обряды в локальном и региональном измерении» с докладом «Локальные варианты праздника Параскевы Пятницы в народной традиции коми: история и современность». Наш народ тесно связан с коми-пермяками. И мы, конечно, стараемся поддерживать связи».

По словам научного сотрудника Института гуманитарных исследований Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Павла Смертина, сообщество КАЭР довольно тесное: многие знают друг друга по публикациям, конференциям, научным школам. Но конгресс даёт редкую возможность для живого общения — особенно между поколениями.
«Это шанс для молодых исследователей встретиться с уже состоявшимися учёными, задать вопросы, показать себя. А для старшего поколения — возможность увидеть тех, кто продолжит дело. Преемственность и обмен опытом — основа научного развития», — говорит он.
Павел Смертин готовит два доклада. Первый — о происхождении коми-пермяков с позиций биологической антропологии.
«Это обзор исследований, начавшихся ещё в конце XIX в., — поясняет учёный. — Популяционная история коми-пермяков многослойна. Здесь сочетаются местный компонент, связанный с так называемой уральской расой, и пришлый, сформировавшийся с заселением Пермского края восточными славянами — представителями северной ветви европеоидной расы. Конечно, будут рассмотрены и древние этапы человеческой истории, связанные с предками коми-пермяков».
Он подчёркивает: организм человека — это тоже исторический источник, самостоятельный и независимый, наравне с языком, археологией или культурой. И он способен многое рассказать о прошлом.
Второй доклад будет представлен в секции «Этническая антропология, палеоантропология и генетика населения Сибири и сопредельных территорий», посвящённой 120-летию выдающегося антрополога Георгия Дебеца.

«На конгрессе встречаются учёные разных дисциплин: этнографы, археологи, биологи, лингвисты. Такая мультидисциплинарность очень важна. Только в диалоге между науками рождается полная картина. И очень надеемся на хорошую погоду, — улыбается он. — Хочется, чтобы участники, приехавшие из разных городов и стран, смогли не только поработать, но и познакомиться с Пермью, прочувствовать дух города».
На КАЭР в эти дни обсуждают всё: от трансформации традиций в цифровую эпоху до формирования идентичности в поликультурных регионах. Здесь говорят о настоящем через знание о прошлом. Пермь почти на неделю стала территорией, где в центре внимания — человек. А значит — и то, каким будет наше будущее.