Великому хирургу мешало клеймо

   
   

Имя офтальмолога Святослава Федорова известно во всем мире. Но мало кто знает, что он работал врачом в городе Лысьве Пермской области.

Между тем уже в начале своей карьеры проявились многие черты характера Святослава Николаевича.

Новаторство Федорова не всем нравилось

В августе 1953 года в город Лысьва Молотовской (Перм-ской) области прибыли выпускники ростовских институтов Федоровы. Святослав окончил в Ростове-на-Дону медицинский институт, а его жена Лидия - педагогический. Вместе с ними прибыл и однокурсник Святослава Александр Тумаш. В 1951 году они еще будучи студентами практиковались в знаменитой станице Вешенской Ростов-ской области.

Уже в студенческие годы у С. Федорова появился интерес к хирургии глаза. Но в небольшом уральском городке реализоваться в полном объеме было сложно. Ведущие роли принадлежали тем, кто вынес все тяготы и лишения военной поры: Г. Зязину, Н. Кошурникову, Н. Окуловой. В первые годы в составе лысьвенской медицины не было и специализированной службы "Скорой помощи". Святослав Федоров в октябре 1954 года стал первым заведующим вновь созданной станции "неотложки". А до этого его должность именовалась лечебным инспектором горздравотдела. По воспоминаниям ветеранов и пациентов, С. Федорова отличала неуемная энергия и жажда деятельности. Не всем нравилось новаторство молодого хирурга. Ведь он первым в Лысьве (и послед-ним) делал операции катаракты. Причем столь эффективно, что к нему вскоре стали приезжать пациенты из соседних городов и областного центра. Приток иногородних больных вызвал недовольство заведующего хирургическим отделением. У него была другая реальность. На весь город работала единственная небольшая операционная, и при тогдашнем производственном и бытовом травматизме она была загружена до предела.

Жертва велосипедиста

Лето 1954 года выдалось жарким. Автор этих строк, будучи 4-летним ребенком, играл около своего дома. Находился он неподалеку от больницы, которую еще с военных лет называли дивизионом. В те времена там залечивали раны советским воинам.

На тротуаре совсем рядом вдруг возник велосипедист. На мое замечание, что, мол, ездить надо по дорогам, он отреагировал агрессивно - толкнул. От падения вниз лицом разбился лоб. Увидев мое перепачканное лицо и кровь, мама схватила меня на руки и побежала в тот самый дивизион. Кто-то в приемном покое из сердобольных женщин громко крикнул: "Ребенка задавили!". К счастью, это было не так. Довольно быстро доставили в операционную и уложили на стол. Вверху очень ярко горели лампы. Вошел молодой доктор и с улыбкой спросил: "Как дела, солдат? Не бойся, сейчас все сделаем". Мне поставили укол, и я забылся. Когда очнулся, рядом хлопотали медсестры. Немного позже зашел оперировавший рану хирург и спросил: "Как себя чувствуешь?". Услышав в ответ: "Хорошо", он ободряюще улыбнулся и ушел.

Лишь недавно, разбирая личные архивы мамы, наткнулся на запись: "Сашу сбил велосипед. Рану зашил хирург Федоров".

Глазной хрусталик от металлурга

Конечно, главной целью своей деятельности Святослав Николаевич считал лечение глазных болезней. Он методично занимался написанием кандидатской диссертации. Условия в провинции не очень этому способствовали. Но для таланта нет преград. Союзника себе он нашел на ... мест-ном металлургическом заводе. Им стал слесарь-лекальщик инструментального цеха Константин Андреевич Недорезов. И сейчас, более чем через 50 лет, о нем жива слава как о лысьвенском левше.

Союз двух талантов сотворил чудо. По чертежам хирурга Федорова слесарь Недорезов изготовил из пластмассы искусственный хрусталик. Это был первый, революционный шаг в лечении глазных болезней. По сути, прорыв в будущее.

В ответе за отца

Отец Святослава Николаевича был командиром Красной Армии. Волна политических репрессий коснулась и его. В 1938 году он получил 17 лет лагерей и отбыл срок от звонка до звонка. Клеймо сына "врага народа" неотвратимо висело над молодым хирургом. Для служебного роста, получения работы в областном центре надо было иметь партийный билет. А при рассмотрении кандидатуры, естественно, всплывала фигура отца-политзаключенного.

В конце 1954 года С. Федоров попытался вступить в партию. Как вспоминает секретарь первичной организации А. Кириллова, это завершилось обсуждением и отказом. Реабилитация была впереди, а пока действовали многие осторожно, с оглядкой на прошлое.

Этап завершился "Победой"

В 1955 году с помощью отцовского товарища генерала А. Горбатова удалось добиться освобождения отца с Колымы. Тогда же Святославу Федоровичу разрешили вернуться в Москву, где и встретились отец с сыном. И даже купили на собранные всем миром деньги автомобиль с символическим названием "Победа".

Впереди открывались горизонты мировой медицины, всенародное признание. В партию С. Федоров вступил в 1957 году. А на Втором съезде народных депутатов СССР Святослав Федоров в числе 17 человек уже голосовал за отмену 6-й статьи Конституции о руководящей роли партии.

В 1990 году народный депутат СССР, Герой Соцтруда С. Федоров вышел из коммунистической партии. Сейчас тысячи людей во многих странах видят яркие краски окружающего мира благодаря таланту С. Федорова и труду его последователей.

Смотрите также: