В городе про деревенское житьё-бытьё говорят нынче так. Единицы работают, остальные глядят, что плохо лежит. Чтобы своровать, продать и купить на вырученные деньги выпивку.
- А что на правду обижаться?! - с досадой говорит председатель ООО "Южный" Чернушинского района Николай Иванович Турицын. - И у нас было такое.
Когда он три года назад возглавил это хозяйство, никто уже не верил, что оно выберется из долговой ямы. Задолженность по зарплате составляла 1 млн 250 тысяч рублей. По электроэнергии - 470 тысяч. Налоги не платились годами. От безысходности люди пили по-черному.
Турицын начал с того, что отдал под суд тех, кто воровал бензин, дизельное топливо, крал со склада запчасти, продукты. Затем объявил, что в пьяном виде до работы никого не допустит. А ведь многие уже пристрастились к горькой до такой степени, что не могли остановиться. Что было делать? Николай Иванович "вошел в положение", предложил сначала дояркам: дам машину до райцентра, кто хочет - поезжайте, закодируйтесь. Потом с тем же предложением обратился к рабочим в гараже. Кто тогда не побоялся, поехал, те остались работать в хозяйстве. Турицын подчеркивает: без надзора. Ему очень важно, что теперь его работники не воруют.
Наше знакомство с председателем состоялось после того, как в "АиФ-Прикамье" было опубликовано письмо одной его работницы - Людмилы Б. Она жаловалась, что не может свести концы с концами, одна воспитывает двоих детей. Николай Иванович зашел в редакцию, объяснил. То, что говорит про свою жизнь Людмила, отчасти правда. Но лишь отчасти.... И вот почему. Чтобы выжить сегодня в деревне, приходится пахать день и ночь. Велика ли зарплата сельского труженика?! Максимум, что он может заработать, - 1,5-2 тысячи рублей. Так что жить в селе и не вести личное подворье никак нельзя. А у Людмилы - ни коровы, ни телёнка, ни поросят, ни кур. За последние годы она сменила несколько работ. И не раз была уволена по статье за прогулы. Пила, в общем. Правда, в числе других закодировалась. Теперь Людмила не пьёт, работает на ферме. Устроила свою личную жизнь. Вроде бы дела идут на поправку. Было бы желание - завести живность, садить огород..., тогда жить можно.
Тем более что и хозяйство постепенно встаёт на ноги. Николай Иванович скромно, но не без гордости сообщил, что в этом году впервые ООО "Южный" сработало с прибылью. Она пока не велика, но сам факт говорит о многом. Кризис преодолён. С долгами расплатились, зарплату теперь выдают ежемесячно. Освоили выпуск пельменей (говорят, вкусные!). Восстановили пилораму. Работает столярный цех, где можно заказать оконные рамы, дверные блоки, другие изделия.
Кому надо привезти дрова, вспахать огород, организовать юбилей, свадьбу - в этом председатель тоже никому не отказывает. Но ведь он - не золотая рыбка. Из 700 человек, живущих на территории хозяйства, работают лишь 47. Многие до сих пор надеются, что кто-то о них позаботится. И в этом - главная беда нашего села.
Смотрите также:
- Кто наживается на человеческих слабостях? →
- Блоковская Незнакомка, или Ода профессии →
- Пожилая мама: в радость или в тягость? →