Такого бардака на дорогах ещё не было

   
   

11 октября стал для 21-летнего Ярослава Щедрова одним из последних дней его жизни. Она оборвалась неожиданно - Яро-слава сбил городской рейсовый автобус.

В 12.10 в самом центре Перми, на перекрёстке улиц Пушкина и Сибирской, молодой человек переходил проезжую часть. В это время по дороге шёл автобус N 32. Он и сбил парня, оставив на его теле травмы, не совместимые с жизнью: перелом затылочной кости, сдавливание головного мозга.

14 октября в реанимации МСЧ N 2 Яро-слав умер. В больнице он так и не пришёл в себя. Все три дня провёл в коме.

По официальной версии, Ярослав переходил дорогу на красный свет. Об этом говорят водитель злополучного автобуса и несколько свидетелей-пассажиров. Шофёр Сергей с 17-летним стажем работы, по его собственным словам, ехал со скоростью 15 км в час. Пытался затормозить, объехать пешехода, всё тщетно. Следователи ГИБДД Свердлов-ского района уверяют, что водитель был здоров и вменяем, а автобус - полностью исправен. По их мнению, сила удара получилась такой мощной из-за большого веса автобуса - 12 тонн.

Впрочем, как всё было на самом деле, пусть разбирается следствие. Самое страшное в этой истории - реакция окружающих. Никого уже не удивляют ни аварии на дорогах, ни жертвы. Ещё не забыто страшное столкновение двух рейсовых автобусов из Усть-Качки, когда погибло несколько человек. Автобус, следовавший в Кудымкар, съехал в кювет.

14 октября в Перми на перекрёстке улицы Одоевского и шоссе Космонавтов столкнулись автомобиль ВАЗ и рейсовый автобус. От удара машину выбросило на встречную полосу. Там автомобиль врезался ещё в один автобус. Водитель ВАЗа погиб на месте. Сейчас по этому делу идёт следствие. Что же происходит на дорогах Прикамья и кто в этом виноват?

Директор одной из пермских автомобильных школ Александр Токарев уверен: в авариях прежде всего виноваты водители автобусов и хозяева транспортных предприятий, а потом уже обветшалая техника.

- В советские времена автомобилист-любитель не имел права садиться за руль пассажирского автобуса, - рассказывает А. Токарев. - Перед этим ему надо было отработать 3 года на предприятии водителем грузовика. После чего он получал право учиться управлять маленькими автобусами. Затем вновь следовала практика. И только после этого человеку разрешалось пойти учиться на шофёра рейсовых автобусов.

Сейчас сесть за руль и перевозить пассажиров - раз плюнуть. Молодые парни получают права и, пожалуйста, им уже доверены жизни людей. Хозяевам частных автотранспортных предприятий невыгодно тратить деньги на обучение персонала. В среднем они вкладывают 4-5 тысяч рублей в одного водителя. А надо - минимум 30 тысяч. Никто не собирает водителей на ежегодные курсы правил дорожного движения. Ведь каждый год появляются новые нормы, что-то отменяется. Выходит, что шофёры автобусов знают правила дорожного движения на слабую "троечку". Вдумайтесь, кому мы доверяем свои жизни! По закону, который был принят ещё в 1995 году, у каждого водителя должен быть разряд, который позволяет ему работать на том или ином виде транспорта. Шофёры автобусов должны иметь самый высокий - шестой. Однако в Перми на эту систему разрядности никто не смотрит. Куда мы только не обращались, чтобы наконец приняли меры: в краевое управление гос-

автонадзора, в инспекцию по труду, к министру общественной безопасности Пермского края Орлову. Нам приходят одни отписки. Чиновники говорят, что это не их дело. Не знаю, сколько ещё должно погибнуть людей, чтобы местные власти начали шевелиться. Каждый день на дороги Перми выезжает 900 частных автобусов. И никто не знает, в каком состоянии находится шофёр, здоров ли он? Проходил ли автобус техосмотр, всё ли у него исправно? Передав весь автопарк частникам, городские власти как бы умыли руки. А взамен получили невиданный бардак. Такого нет ни в одном городе России!

По мнению Александра Токарева, исправить ситуацию можно, если ужесточить контроль за качеством работы водителей. А для этого надо понять, что на кону стоит самое ценное - жизни людей.

По словам сотрудников ГИБДД, водители рейсовых автобусов постоянно нарушают правила, а наказать их очень сложно. Чуть что, сразу прикрываются людьми.

- Видите, сколько у меня в салоне пассажиров? Они же все начнут возмущаться, если будете оформлять протокол, - вот типичные слова водителя, которые он произносит при встрече с милиционером.

- Скорость автобусники превышают постоянно, - говорит Александр Кузнецов, сотрудник ГИБДД Свердловского района. - Стремятся уложиться в график. Он для них стоит на первом месте, а вовсе не комфорт пассажиров и безопасность пешеходов. Опять же из-за графика, чтобы избежать пробок, водители направляют свой автобус по дворовым дорогам, маленьким переулкам, которые не предназначены для такого тяжёлого и большого автосредства. На проезжей части создаётся опасность для других водителей и пешеходов.

Но шофёрам и хозяевам автобусов на это наплевать. Они чувствуют свою безнаказанность. Пока власть и надзорные органы не поставят их на место, всё останется по-прежнему. Ведь чиновники не ходят пешком и не ездят на автобусах.

Смотрите также: