Валерий Грунер: В одиночку композиторам не выжить

   
   

"Сегодня у нас фестиваль Грунера. Да не одного!" - шутили пермяки на прошлой неделе. Композитор Валерий Грунер нашёл немецкого однофамильца, Иоахима Грунера, и устроил на три дня грандиозный праздник любителям музыки.

По признаниям Валерия Ивановича, к "Грунер-фестивалю" он шёл около десяти лет. Идея появилась давно, но получила воплощение только сейчас.

Нужны новые люди

- Вы пригласили в Пермь не только Грунера, но и других, отечественных, композиторов. Легко ли им живётся в современной России?

- Ну что сказать... Живём мы сейчас очень плохо, и многие музыканты еле-еле сводят концы с концами. Я-то на этом фоне как раз исключение. Можно сравнить бедность сегодняшнего музыканта с тем полунищенским образом жизни, который вёл Моцарт. Но Моцарт хотя бы исполнялся, а сегодняшние, увы, не могут даже быть услышанными!

Наши композиторы - во многом обречённые люди. Их основная работа - это адский преподавательский труд за копейки. Большинство настоящих музыкантов не хочет связывать себя с конъюнктурой, с тем, что называется попсой. А попса агрессивна, она захватывает практически все музыкальные сферы.

Именно поэтому сейчас как никогда нужен музыкант большего формата. Такой человек совмещал бы творчество и бизнес, был бы продюсером. Другого просто не дано в наше время. Если не народится продюсеров от искусства, композиторы будут просто писать в стол.

Фестиваль, собственно, затевался как раз с гуманитарной целью. Публику надо познакомить с современной симфонической музыкой. С народом надо работать, прививать ему вкус к хорошим произведениям. А иначе - крах, гибель искусства.

- В своём творчестве вы многое берёте от культуры русского народа. К примеру, богато используете многоголосье. И часто говорите, что забвение традиций может сильно нам повредить...

- Да, при забвении корней человек теряет в духовном плане. Но дело ведь не только в народной культуре. Люди стали гораздо меньше читать, не разбираются в настоящей литературе. А любое дерево без корней сохнет. Мы буквально всё можем потерять и остаться у разбитого корыта. Людей начали приучать к тому, что прошлое, традиция - это что-то несущественное, не важное. А это необходимо так же, как хлеб.

Поклон учителям

- Сложилось мнение, что быт имеет тенденцию съедать творческую личность. К вам это относится?

- Знаете, мой ученик по композиции Лев Горбунов написал замечательное стихотворение. Там есть строчки: "Братец время, ласковый предатель, и забота, хмурая сестра...". Безусловно, круговорот дел может проглотить любого человека и убить в нём творческое начало. Иными словами, заботы оттягивают массу времени и энергии. Но, на мой взгляд, это проверка на прочность. Если человек выстоит, тогда у него всё получится и на ниве творчества. А в том, что творческое начало заложено в каждом человеке, я не сомневаюсь.

- Как становятся композиторами? В частности, как пришли в музыку вы?

- О, это длинная история... Отец мой, Иван Иванович, работая на шахте, играл на баяне и самоучкой освоил нотную грамоту. Он постоянно совершенствовался в игре. Жили мы тогда в Ераничах, в одноэтажном бараке, выстроенном немецкими военнопленными. А потом меня отдали в класс Станислава Пегушина. Станислав Иванович был очень строг к ученикам, и я ему за это очень благодарен. А потом был институт культуры, кафедра оркестрового дирижирования. Я поступил туда в 1979 году и сразу же начал играть в оркестре. Дирижёром был преподаватель с кафедры Александр Самуил. В общем, рассказывать можно долго. Всех учителей, может, и не перечислить, но каждому низкий от меня поклон.

Под тенью Вагнера

- Сложился стереотип, что люди, имеющие отношение к миру звуков, очень замкнуты и максимально сосредоточены. Так ли это?

- Это в самом деле стереотип. Все замкнуты, в том числе и композиторы. А вот насчёт сосредоточенности скажу так: да, музыка требует огромной концентрации. Лично я вообще стараюсь отключить все посторонние шумы. А вот Вагнеру, к примеру, требовалась богатая обстановка, иначе он просто не смог бы творить. Причуды гения...

- На фестивале вы представили свою большую симфонию "Последний корабль". Это глобальное сочинение. В нём действительно чувствуется влияние Вагнера. Вещь, как говорится, "цепляющая". Интересно, содержались ли в "Последнем корабле" некие религиозные идеи? У вас же там Апокалипсис показан...

- Да, я вкладывал религиозное содержание в это произведение. В первую очередь - библейскую заповедь "Не убий". А основная идея была такая. Корабли плавали в Мировом Океане и встретились друг с другом. Разгорелся конфликт, и корабли истребили друг друга. Корабль Надежды хотел уйти, но не вышло. И мне самому неясно...

- "Надежда умирает последней".

- Действительно. А затем появился Новый Человеческий Ковчег. Хотелось сказать, что у нас есть возможность выбора.

И это не мои фантазии, всё это уже содержалось в эпосе германских и кельтских народов. Чтобы написать "Последний корабль", пришлось предварительно перелопатить всего "Беовульфа", "Старшую Эдду", "Нибелунгов"... Народный артист Валерий Гинзбург замечательно читал эпические стихи со сцены. Может быть, это удастся повторить.

Смотрите также: