Примерное время чтения: 8 минут
209

Женщина мечты Лаврентия Берии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 11/06/2008

Наталья Шостина известна в культурном пространстве Перми как человек неординарный и непредсказуемый в своих идеях. Она буквально фонтанирует ими.

И на удивление, а порой и на зависть этого пространства успешно реализует свои многочисленные фестивальные проекты. Хотя по изначальным расчётам судьбы делать этого не должна.

Окончив физико-математическую школу N17, Наталья на "ура" поступила в политехнический институт на факультет авиаприборостроения. Сегодня он называется аэрокосмическим. Училась легко. И девушку, казалось, ждёт прекрасное инженерно-конструкторское будущее.

Когда судьба сдаётся

Но авиация и космос оказались не её стихией. Всё естество выпускницы противилось строгой режимности закрытых предприятий, пропускной системе и ежедневной работе "от и до". А государство требовало от молодого специалиста отработать три года.

Назло ему Наталья предпочла конструкторскому бюро "половую" жизнь. Устроилась техничкой и более двух лет намывала полы в коридорах и кабинетах одного учреждения. Ведро и швабра - вместо рейсшины и кульмана.

- Я отношу себя к поколению дворников и сторожей, - призналась Наталья. - Немало представителей творческой интеллигенции прошли через кочегарки и прочие "непрестижные" рабочие места. Другого пути выйти из колеи, в которой ты оказался, в то время не было.

Родной политех пожалел своё неразумное дитя. Шостину приняли в студенческий клуб руководителем театра моды "Нота Бена". Пожалела девушку и судьба. А может быть, уступила в споре с творческой натурой. С этого момента началась другая жизнь. Именно в театре Наталья состоялась как дизайнер, режиссёр, художник и продюсер.

Короче говоря, на свет появился амбициозный и талантливый культурный менеджер.

Сегодня Наталья Шостина - гость редакции. Мы предлагаем читателям миниатюры ностальгических откровений руководителя одного из приоритетных культурных проектов в Пермском крае - этнофутуристического фестиваля "KAMVA".

Пермь - болото,

но родное

- Считаю себя истинной пермячкой. Люблю этот город до безумия. Не хочу жить нигде, кроме этого места.

Жизнь открывала разные пути и возможности. Несколько раз уезжала из Перми. Возвращалась. После последнего бегства и возвращения домой поняла, что абсолютно бессмысленно дёргаться. Надо жить и творить здесь. Что я и делаю уже 12-й год. От себя не убежишь.

Почему убегала? Мне кажется, что Пермь - это болото, большая индустриальная дыра, где у людей культуры и искусства нет перспектив для творчества и финансового роста. И очень мало возможностей воплотить в жизнь красивые и интересные идеи, нужные людям и самому городу. Но я пытаюсь что-то делать. Иногда получается.

Пространство личностей

В конце восьмидесятых, когда я окончила институт, творческая жизнь в Перми била ключом. Но это была неформальная культура. Зародилось мощное музыкальное течение. Оно выплёскивалось из подвалов на улицы. Сколько вдруг появилось ярких личностей в поэзии, изобразительном искусстве! Это был андеграунд, но не Кальпиди, а нечто новое, Я - дитя того поколения.

Если сегодня спросить молодых, помнят ли они такое явление, как пермский "рок-клуб", вряд ли кто-то вспомнит название хотя бы одной группы. А ведь в то время потрясала своей игрой культовая группа "Трест". Жив был удивительный музыкант Женя Чичерин. В той Перми сформировалось пространство личностей и событий.

Удачно вписался в него и наш театр "Нота Бена". Это был период востребованности нового, самобытного, яркого. Нас приглашали на различные презентации, концерты. Творчество театра совпало с "эпохой" объединения "Инициатива". Мы участвовали в презентации фильмов "Асса" и "Небеса обетованные". Гастрольные поездки, выступления, популярность. Всё кануло в лету. Нет "Инициативы". Нет лидеров. Все они уехали из Перми. Очевидно, это судьба больших творческих людей - наших пермских адептов. Вырасти - и прочь из города, навстречу новым впечатлениям, новой жизни, новым возможностям. И у меня были такие возможности. Судьба вытащила из рукава козырную карту и протянула её - бери.

Козырь, битый ностальгией

Всё началось с моего знакомства со студией "Грамма". Я открыла для себя мир, в котором творили лучшие музыкальные люди Перми того времени. Здесь я встретилась с будущими создателями радио "Максимум". Познакомилась с Сергеем Наговицыным (царство ему небесное). И Женечка Чичерин там был.

Вся эта музыкальная жизнь крутилась вокруг одного человека - Эдуарда Андриянова. Попала в круг его притяжения и я. Так родился новый творческий и жизненный союз. Он - музыкант, аранжировщик, продюсер. Я - визуальный человек, дизайнер, режиссёр.

Стали делать совместные проекты. И наш дуэт пригласили в Москву для работы в шоу бизнесе. Это походило на чудо. Из творческой дыры мы попали в парниковые условия. Квартира на Таганке. Видео и музыкальная студия.

В общем, полное обеспечение и возможность воплотить в жизнь любую творческую идею.

Всё складывалось прекрасно. И было бы ещё лучше. Если бы не эта чёртова ностальгия по пермской земле, по городу, где родилась и выросла. И прощай турне с театром по Америке. Так и не увидела я дом в Австралии, который был куплен для нас. Вернее, для работы над очередным проектом. В 1994 году мы вернулись домой. Козырь из рукава судьбы оказался невостребованным.

Звезда кино

Громко, конечно, сказано, но в съёмках двух фильмов я принимала непосредственное участие. Кино не игровое. В первом случае мне посчастливилось работать с режиссёром Владимиром Кобриным. Сейчас он считается одним из самых авангардных режиссёров. Его мастерство получило признание во всём мире.

Фильм называется "Шаги в никуда". Я в этом фильме "несла на себе" роль женщины - мечты Берии. Нет смысла рассказывать, о чём фильм. Его надо смотреть.

Меня своевременно, а главное, удачно нагрузили объёмом информации о том, что такое неигровое кино. И все получилось удачно. Это был настоящий мастер-класс великого режиссёра. Мне показали, как надо пользоваться объективом - видео и фото. Помогли овладеть фотоаппаратом. Научили заставлять объектив видеть то, что не видит обычный взгляд обычного человека.

Второй фильм снял наш земляк Владимир Виноградов. Он посвящён мастеру неигрового кино Владимиру Кобрину. Называется "Алюминиевый свет". Я была художником фильма.

Стефанова азбука

В 1996 году было очередное творческое бегство. На этот раз нам предложили поработать в Эстонии. И там я впервые соприкоснулась с этническими мотивами народа сету. В Эстонии набирало силу новое течение в современном искусстве - этнофутуризм. То есть соединение старины с будущим.

Но в тот момент никаких мыслей о собственном этническом проекте не возникло. Озарение снизошло позже. Я пришла в местный музей и попала на выставку финно-угорской культуры. Увидела настоящий коми-пермяцкий костюм. А рядом под стеклом лежала старинная книга. И надпись - "Стефанова азбука".

Видимо во мне проснулась кодовая система матрицы. Я сразу подумала: "Почему я, пермячка, не знаю, что это за азбука"?! И код сработал. Моя жизненная траектория изменилась на 180 градусов. Неудивительно, если учесть, что во мне течёт кровь финно-угорских народов. Ведь моя мама - мордва. Папа - пермяк. Вообще-то он русский. Но на этом перекрёстке времён и народов поди разберись, в ком какая кровь течёт. Мне кажется, что все мы из Чуди.

Блажен,

кто верует

Вскоре состоялось возвращение блудных детей пермской земли. Но проект этнофутуристического фестиваля "KAMVA" родился не сразу. На его осознание потребовались годы. И годы на понимание официальной и чиновничьей культурой того, что без прошлого у нас нет будущего.

Понимание пришло. Я уверена, я знаю, что "KAMVA" - это проект, появившийся на волне надежды и оптимизма. В конце июля откроется уже третий по счёту фестиваль. Он расширяется, становится многообразнее и интереснее. Аутентичные, то есть старинные песни, национальные театры, этническая мода, изобразительное искусство, фольклор, огненные шоу. Есть даже свои шаманы. Надеемся, что они обеспечат нам хорошую погоду!

В рамках фестиваля будут обсуждаться и проблемы сохранения археологического наследия. Всё делается для того, чтобы показать разнообразие пермской культуры. На территории края живут более 120 народов. И нет конфликтов. Почему? Потому что толерантность в людях заложена тоже на уровне кода. Нас так много, и мы такие разные. Поэтому и уживаемся и принимаем друг друга. И понимаем. Хочется, чтобы в мире современной культуры было такое же разнообразие.

Записал Вячеслав БУРАКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах