Всё могут короли

   
   

На сцене Пермского театра оперы и балета состоялась грандиозная мировая премьера "Короли танца".

Четыре ведущих танцовщика планеты: россиянин Николай Цискаридзе, испанец Анхел Корейа, датчанин Йохан Кобборг и американец Итан Стифель - выступили в своеобразном балетном чемпионате, в котором, правда, и не могло быть победителей и побеждённых.

- Как можно нас сравнивать? - удивлённо приподнимает брови царственный Николай Цискаридзе. - Мы все такие разные... Есть ли смысл спрашивать: что лучше - солнце или луна? Но увидеть вместе и луну, и солнце дорогого стоит...

В Америке шоу "Короли танца" было признано главным балетным событием года. В России всего три сцены имели счастье принимать у себя состязание "королей": Большой театр, Мариинский и, наконец, Пермский оперный.

Пламенный испанец Анхел Корейа признался, что очень нервничает перед выступлениями на российской сцене: всё же здесь он не столь популярен, и его манера выступления далека от традиций мощной русской балетной школы.

- И каждый раз реакция публики становится для меня приятным потрясением, - сверкает глазами Анхел. - Оказывается, никто не зацикливается на том, какую балетную школу я представляю. Везде один и тот же успех, восторженный приём.

Власть безвластия

В первом отделении "короли" танцевали в одноактном балете "For 4" ("Для четырёх"), поставленном специально для них известным хореографом Кристофером Уилдоном на музыку Шуберта. О чём повествует это тонкое произведение, построенное на полутонах? По самой распространённой версии - о власти, о "способах правления" каждого из "королей": ревнивые взгляды друг на друга и неожиданное осознание того, что "на земном шарике всем места хватит". Но пермские зрители с такой интерпретацией вряд ли согласятся. Самовыпячивания, как и "ревнивых взглядов", категорически не было. На сцене появилась слаженная команда, чуткий актёрский ансамбль. "Короли" не соперничали - они священнодействовали в своём трепетном служении танцу. Ткали хрупкую причудливую вязь мимолётного человеческого пребывания в этом мире. Эхо вечности, смутной вселенской печали очищает от всего наносного. Оттенки лишь дополняют целое. Пламенный юношеский максимализм Анхела Корейи прекрасно сочетается с изысканной мудростью, философскими глубинами Николая Цискаридзе. По-античному графичный и сдержанный Итан Стифел уравновешивает сумрачные взлёты страстей Йохана Кобборга.

Надо сказать, в Перми нашёлся свой "король". Травмированного Йохана заменил в балете "For 4" солист Пермского оперного театра Роберт Габдулин. Два дня он не выходил из репетиционного зала, осваивая роль под руководством Сергея Филина - солиста Большого театра. И выступил блестяще! Роберт стал самым классическим "королём", ни на йоту не отклоняясь от традиций русской балетной школы, не ударяясь в модерн. И в этом был почти ностальгический шарм.

Уроки "Урока"

Во втором отделении на суд зрителей вынесли постановку Флемминга Флиндта по пьесе Ионеско - "Урок". Тысячи интерпретаций так и не объясняют сути этого загадочного произведения, которое с неизменным успехом идёт на мировых сценах вот уже более полувека.

За что учитель танцев методично убивает своих учениц? За то, что они "бездарны и ленивы и при этом посмели заняться самой святой вещью на свете - балетом"? Но ученица в исполнении примы Большого театра Марии Александровой уж точно не выглядит бездарной и просто светится от любви к балету. А старомодный педант-учитель в исполнении Николая Цискаридзе не может скрыть восхищения перед ней. Происходит короткая схватка за лидерство в отношениях. Девушка обречена. Учитель всё больше входит в раж. Он чувствует себя правым: с незапамятных времён ученика в балете принято "ломать", делать их него "пластилин", из которого можно вылепить всё что угодно. Цискаридзе затанцовывает свою ученицу до смерти. Кончина девушки выглядит и трагической случайностью, и циничной закономерностью. Да и физическая ли это смерть? Может быть, ещё одна духовно искалеченная судьба?

"Театр как психоз, балет как единственный выбор в жизни"? Во всяком случае, герой Цискаридзе - натура глубоко страдающая. Учитель-убийца и рад бы остановиться, но зашёл слишком далеко... Впечатляющее зрелище.

Виват патриархат!

"На десерт" короли подарили публике фейерверк из сольных номеров, поставленных лучшими хореографами мира. И здесь на сцену наконец вышел Йохан Кобборг - "принц датский", представляющий королевский балет Великобритании.

Трудно себе представить, что учиться балету датчанин начал невероятно поздно: в 16 лет. Громадный артистический талант, необыкновенная пластичность... В "Послеполуденном отдыхе фавна" на музыку Клода Дебюсси Йохан явил себя необыкновенно трогательным сказочным существом. Умирающий фавн, подставляя каждую клеточку своего некогда могучего тела лучам солнца, пытается напитаться энергией света. Он не паникует перед возможностью смерти. Но и не собирается сдаваться. Он терпелив и смиренен, ищет гармонии с миром и с самим собой. И выходит победителем из схватки со смертью!

Не вдающийся в тонкие душевные переживания Анхел Корейа предпочёл показать себя в "джазовом хулиганстве", нашпигованном эффектными трюками. Огненный темперамент испанца воспламенил публику, вызвав шквал оваций.

Американский аполлон Итан Стифел блеснул виртуозностью в ядрёной смеси "белого джаза" и сложнейших балетных па.

Николай Цискаридзе явил всю свою многогранность в мини-трагедии "Кармен" - версии, подаренной ему самим Роланом Пети. Получился театр одного актёра. Вот перед нами мятущийся Хозе. А вот и сама Кармен - свободная, как воздух. Цискаридзе обходится без подражания женщине - одним "обозначением эха её движений". Получается - в самое яблочко. А вот надутый самодовольный Тореадор - образ пугающе правдоподобный в своём современном звучании. И разрубает артист "гордиев узел" любовного треугольника яростно и жёстко: убивает сам себя - а значит, и всех троих.

Шоу "королей" придумал и воплотил в жизнь продюсер Сергей Данилян - владелец американского театрального агентства "Ардани артист".

По словам Георгия Исаакяна, художественного руководителя Пермского театра оперы и балета, состязание "королей" - это своеобразный ответ трём великим тенорам, совместными выступлениями прославивших оперное искусство. Но это ещё и признание возрастающей роли мужского танца в мировом балете. Мужчина перестаёт быть "вторым планом", "фоном" для женщины - уверенно забирает бразды правления в свои руки. Эту тенденцию блестяще продемонстрировали "короли". А пермская публика рукоплескала им стоя.

Смотрите также: