Михаил Футлик: "На Компросе сначала нужно всё сломать!"

   
   

По мнению извест.ного архитектора Михаила Футлика, о профессиональном подходе к застройке Перми можно будет говорить только тогда, когда у города будет генплан и грамотные застройщики.

Пора строительных чудес

- Михаил Иудович, из построенного в краевом центре что можно назвать удачным?

Это гостиница "Габриэль", построенная по проекту Евгения Колчанова. Очень красивое современное здание, на удивление качественно сделанное. Радует глаз административно-гостиничный комплекс "Жемчужина", пост.роенный по проекту Виктора Тарасенко. Можно ещё выделить 11‑этажный офисный центр по улице 25 Октября, 101. Проект был выполнен под руководством Виктора Щипалкина. Там, кстати, сложность заключалась в том, что участок земли был очень ограничен по площади. Архитектор удачно "расширил" здание вверх, получилась своеобразная "пирамидка".

Один из лучших жилых домов, возве.дённый лет семь назад, - дом по улице Полины Осипенко около театра кукол по проекту Людмилы Горчаковой. Спокойный, без выпендрёжа, очень симпатичный, приятный глазу дом. Хорошо спланированы квартиры, само здание удачно вписано в перекресток улиц. Что самое важное, не противоречит старой архитектуре, расположенной по соседству. Можно ещё указать хороший недавно построенный дом по проекту архитектора Игоря Лугового на улице Уральской, недалеко от Дворца Ленина. Должен сказать, в Перми много талантливых архитекторов, которых хватило бы, чтобы сделать город европейским.

- Характеризуя состояние градостроительных дел в Перми, вы однажды сказали: "В Перми наступила пора строительных чудес".

- Если проводить аналогию с археологией, то в архитектуре наш город переживает сейчас снова "пермско-юрский период". Строится всё хаотически, генерального плана нет. Хотя меня радует, что с приходом Шубина появился Градостроительный совет, председателем которого стал сам мэр. Сейчас собираются переработать устав совета, сделать его более действенным. Надеюсь, в нём появится один очень важный пункт. Мне кажется, что градостроительный совет должен не только утверждать проекты как таковые, но и сопровождать всё строительство до конца. Чтобы построенное здание в итоге соответствовало тем картинкам, которые автор принёс на совет. И наказывать автора и застройщика за несоответ.ствие. Ведь в городе остаётся то, что построили, а не нарисовали!

От архитектора мало что зависит

- Какие постройки в Перми вы бы отнесли к разряду неудачных?

- Самое страшное место - за драмтеатром. Чёрт знает, что там наворочено! Каким‑то чудом сохранилась эспланада. Территория между "Колизеем" и гостиницей "Урал", где раньше располагался Куйбышевский мини-рынок, тоже ужасает. Неудачных построек, к сожалению, сейчас развелось очень много. Не очень хотелось бы их перечислять, чтобы не обидеть авторов. Поймите, в наше время от архитектора мало что зависит, ведь свою волю диктует заказчик. Беда в том, что заказчик вправе изменять по своему усмотрению проект на любой его стадии.

- Но ведь существует закон об авторском праве...

- Вот только в России он не работает. На выставке архитектор демонстрирует проект. На картинке вроде бы всё выглядит красиво. Все восклицают: "Ах!", но потом это отдаётся на откуп заказчику, который корежит проект, как ему вздумается, думая лишь о минутной выгоде. А чтобы вести грамотную застройку, нужны грамотные застройщики. На мой взгляд, таковых в Перми наберётся немного. Сейчас у нашей пермской власти появилось новое хобби - приглашать иногородних и иностранных архитекторов. Происходят пышные презентации, звучат гламурные речи. А посмотришь на проект - плакать хочется. Например, нашумевший француз.ский проект перепланировки центра Перми. Французский архитектор, не будем называть его имени, прослышал, что здесь родился Дягилев. А французы, как известно, Дягилева любят. А с Дягилевым сотрудничал художник Леон Бакст. Французскому архитектору так понравилась "Балерина" Бакста, что он "наложил" её сверху на план города, обрисовал со всеми складками. Пуп оказался на Каме, ножки на правом берегу, ручки на левом. Вот такой "генплан" выдал.

Подражание - это не стиль

- Комсомольский проспект - своего рода визитная карточка краевого центра. Каким вам видится его будущее?

- В своё время это был суперпроспект. Его смело можно назвать проспектом Солдатова. Волевой был мужик, много понастроил хорошего в Перми в своё время, чего не удавалось в других городах. Но этот проспект своё уже отработал, также, как и солдатовский заводской посёлок. Чтобы там что‑то делать - надо больше половины Компроса ломать. Но кто сейчас пойдёт на это? В центре города нужно строить высотные дома. Чтобы оставалось место для скверов. Зачем все эти хрущёвские дома с неудобной планировкой квартир оставлять? Для потомков? Вообще, у нас всё нуждается в реконструкции. В Перми нет ни одного цельного района и, прежде всего, нет центра. Берегли, берегли место, предназначенное для него, и вдруг давай корёжить!

- Как бы вы охарактеризовали господствующий стиль в архитектуре города?

- Большинство слепо копирует зарубежные здания, так называемый стиль хай-тек. Но подражание - это не стиль. Чтобы копировать хай-тек, нужно иметь собственную высокую технологию. Западная стройиндустрия обогнала нас лет на сто, пока мы со сталинским классицизмом и хрущёвками возились. А в 20‑е годы прошлого столетия у нас была передовая архитектура. Весь мир взял её на вооружение, а у нас её загубили. Теперь смотрим на него и облизываемся.

Смотрите также: