Галерея - это безостановочное путешествие

   
   

Невозможно представить Пермскую художественную галерею без её директора Надежды Беляевой. А она не может представить свою жизнь без галереи. Ведь, как уверяют старожилы галереи, человек, проработавший пять лет в музее, из него уже никогда не уйдёт. Сегодня Надежда Владимировна - гость нашей редакции.

В Перми появится центр современного искусства

- Недавно Пермской художественной галерее "стукнуло" 85 лет. Надежда Владимировна, из многочисленных мероприятий, посвящённых знаменательной дате, какие бы вы выделили как самые значимые?

- На мой взгляд, все проекты, приуроченные к юбилею, знаковые для Перми и для всего музейного сообщества России. Например, выставка "Строгановы. Послание столетий", экспонаты которой демонстрируются публике впервые за 85 лет. Или замечательный каталог-альбом "Искусство пермских вотчин Строгановых", который мы издали специально к этой выставке. Нельзя не упомянуть и переиздание каталога деревянной скульп-туры, написанного Николаем Серебренниковым в 1928 году.

Тем самым мы отдаем должное человеку, который подарил Перми музей общероссийского масштаба. Человеку, который сохранил уникальную пермскую деревянную скульптуру и церковное искусство в годы тотальной борьбы с религией.

- Также в юбилейный год был объявлен нашумевший в России и за её пределами конкурс на лучший проект для нового здания пермской галереи. Первый этап конкурса "PermMuseum XXI" собрал мировой архитектурный бомонд. А вы даже заявили: "Мне страшно, куда мы замахнулись!"

- Галерея сейчас находится в одном из самых красивых зданий города - Спасо-Преображенском Кафедральном соборе, который является символом Перми. Новое здание галереи также должно стать не только красивым местом, но и символом города. Потому что мы не имеем права лишаться подобных духовных символов. Я рада, что губернатор Олег Чиркунов разделяет нашу точку зрения. Именно он сыграл главную роль в том, что конкурс проектов проходит на таком высоком уровне, в международном формате. Нам без поддержки властей просто не хватило бы воображения и смелости провести подобное мероприятие. В марте 2008 года подведём итоги второго этапа. Сейчас мы отобрали 25 архитекторов из разных стран мира. Среди них порядка семи зодчих - звёзды первой величины в мире. Конечно, участие таких корифеев и сама заявка налагает на нас и краевую власть особую ответственность.

- Помимо места, изменится и сама концепция галереи. В Перми появится совершенно новый музей. Вы как-то обмолвились, что это будет "мультикультурный центр". Поясните, что вы вкладываете в это понятие?

- У меня нет сомнений, что в Перми должен быть центр современного искусства. Мне он видится как своего рода экспериментальная площадка, расширяющая границы классического искусства нынешней галереи, где также будут представлены мода, кино, театр, плюс будет располагаться медиацентр. Ведь и художники авангарда, да что там авангарда, передвижники в своё время не были классиками. И Третьяков, и Морозов покупали произведения непосредственно у этих художников. Это было и смело, и современно. Думаю, окончательная идея, каким должен быть музей, сформируется раньше, чем построят новое здание. В целом это будет музей, который мы сейчас имеем, но показанный иначе и показанный шире. Ведь сегодня посетителю галереи просто негде посидеть и отдохнуть, поразмышлять или обсудить увиденное. Сегодня галерея - это не место встречи, а безостановочное путешествие. В будущем музее станет больше площадей для экспозиций, появятся новые услуги. Можно будет зайти в кафе, отдохнуть за чашкой чая, подумать. Затем продолжить осмотр экспозиций. Или заглянуть в библиотеку, или выйти в Интернет, чтобы посмотреть, к примеру, что есть в музее из русского авангарда. Или ознакомиться со справочным материалом по пермской деревянной скульптуре.

Сегодня на Урале подобным подходом не может похвастать ни один музей. Очень хочется, чтобы наш музей стал местом притяжения молодёжи, чтобы ей здесь было интересно.

Прекрасному - с пелёнок

- Надежда Владимировна, вы сказали "местом притяжения молодёжи". А нужны ли современной молодёжи пермская деревянная скульптура, "Золото Строгановых", Шишкин, Матисс или Пикассо? Вообще обывателю есть дело до искусства, тем более элитарного?

- Если мы сегодня будем думать о том, что не нужны, то мы до минимума сократим наш и без того небогатый духовный мир. Нельзя идти всё время только за народом, опускаться до его уровня потребностей. Порой нужно вести за собой. Нет, я не призываю, чтобы все становились искусствоведами. Или разбирались в творчестве Матисса или Осьмеркина на уровне профессионала. Если вы чего-то не знаете, то это никоим образом вас не принижает, не делает хуже. Но если вы, посетив нашу галерею, открыли для себя что-то новое, узнали какое-то имя в мировой культуре, то вы стали богаче. А я, в свою очередь, стала добрее и счастливее от того, что благодаря нам вы восприняли новое. И потом. Меня всегда глубоко оскорбляет, когда нас, работников культуры, называют элитой. Потому что для меня, например, элита - это физик-академик, сделавший открытие на уровне Нобелевской премии, и работники других профессий.

- Но в наше беспокойное время многим не до культуры: заработать бы на хлеб насущный, сделать карьеру. Да и государство финансирует сферу культуры по остаточному принципу....

- К сожалению, это так. Я всё ждала, что в России появится пятый нац-проект, имя которому будет "Культура". Но не случилось. Сейчас большинство россиян живёт только экономическими и политическими проблемами и часто абсолютно выключено из культурного контекста. Культура исчезла даже из новостей центральных телеканалов! Изредка в новостях "проскочат" Эрмитаж или Пушкинский музей, ещё реже - Третьяковка. Про региональные музеи я уже и не говорю.

А посмотрите, на каком уровне ведётся преподавание творческих предметов в наших школах. По этому показателю мы занимаем одно из последних мест на планете. Или ещё пример. Когда мы говорим о будущем галереи, речь должна идти не только о переезде и новой концепции музея. Другой насущный вопрос: "А кто завтра будет работать в галерее, создавать экспозиции?". Сегодня средняя зарплата молодых сотрудников около 3500 рублей.

Согласитесь, если хранитель музея имеет дело с произведениями искусства, которые стоят миллиарды, то такая зарплата, мягко говоря, не соответствует. Слава богу, что молодёжь приходит к нам, трудится и выдерживает такую низкую зарплату. Но кто поручится, что завтра при таком подходе у нас не возникнут кадровые проблемы?

- Получается какой-то замкнутый круг. Как же быть? Как избежать "культурного одичания"?

- Начните с малого - с себя! Чаще посещайте музеи и театр, слушайте классическую музыку. И приобщайте своих детей к искусству с пелёнок. Например, вы укладываете своего ребенка спать, а он плачет. Возьмите с полки томик Пастернака, Цветаевой, Ахматовой, Пушкина. Никто не заставляет вас знать их стихотворения наизусть. Просто попробуйте, когда убаюкиваете ребенка, почитать ему вслух. Кстати, у нас в музее уже второй год реализуется проект "До рождения - в музее". В галерею приходят будущие мамы и слушают лекции об искусстве, посещают выставки, рассуждают о картинах. И ребёнок в утробе матери приобщается к миру прекрасного, миру гармонии.

... Я убеждена, что без духовного прожить нельзя. В нашем неспокойном, суетливом мире мы всё время куда-то бежим. Мне кажется, в этом отношении музей - то место, где человек может остановиться, призадуматься, побыть наедине с собой. Если вас гложет какая-то проблема, к которой не можете подобрать ключик, вдруг именно здесь к вам придёт нужное решение?

Смотрите также: