Суд для людей или люди для суда?

   
   

Сто дней в новой должности председатель Пермского краевого суда Владимир Вельянинов уже отметил. Подводить итоги рано. Преодоление символического рубежа - повод представить нового председателя суда читателям "АиФ".

Владимир Николаевич длительное время работал руководителем Управления судебного департамента региона (департамент был создан при его участии), а до того - председателем районного суда. Судейский стаж - 20 лет, общий стаж в судебной системе - 30 лет. Работу судьи считает своим призванием.

Закон или справедливость

- Закон суров, и, наверное, даже самое совершенное законодательство не избавляет судью от необходимости делать такой выбор?

- Время от времени возникает дискуссия на тему соотнесения закона и справедливости. Есть мнение, что эти категории нельзя свести в одном правовом поле. Но ведь неслучайно даже в уголовно-процессуальном кодексе появилось понятие справедливости.

Если человек, получивший на руки решение или приговор суда, считает, что приговор или решение вынесено несправедливо, значит, суд не сумел показать, какие обстоятельства исследовал, что положил в основу судебного решения. Над этим надо работать постоянно. Человек должен принять законный акт, должен понять, что он законен и справедлив.

Я не думаю, что это происходит в момент оглашения резолютивной части. В этот момент верх берут эмоции. Есть люди, которые в любом случае по гражданскому или уголовному делу полагают, что решение вынесено несправедливо. И все-таки в большинстве случаев после внимательного мотивированного решения приходит осознание того, что закон справедлив.

- Видимо, система ещё далека от совершенства, поскольку решения судов первой инстанции очень часто обжалуются...

- Почти каждое второе дело обжалуется. Есть случаи, когда отменяются и решения, и приговоры. Наша задача посмотреть пристально, дана ли оценка доказательств, нет ли грубейших нарушений закона.

- У всех на слуху дело адвоката Мамедова, вынесен мягкий приговор, судья пошёл на повышение...

- Вопрос касается определённого дела, которое находится в производстве районного суда, я не вправе комментировать данную ситуацию. Могу сказать, что приговор суда отменён за мягкостью назначенного наказания, дело направлено на новое рассмотрение и приостановлено в связи с розыском подсудимого. Судья, постановивший приговор, принял участие в конкурсе и занял вакансию в краевом суде. Это было до моего вступления в должность.

Рутина или творчество

Владимир Вельянинов полагает, что в работе судьи нет рутины. За рутинной на первый взгляд ситуацией стоят люди, причём каждый человек в этот момент либо обратился в суд, либо находится под судом. Горе, стресс, страх, обида. Относиться к этому, как к рутине, нельзя. И тем не менее существуют общие подходы к рассмотрению дел.

- Наличие устоявшейся судебной практики - это скорее хорошо или скорее плохо?

- Я бы сказал, что это скорее хорошо. Практика применения конкретного закона определяется Верховным судом Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного суда России. Понимаете, что произойдёт, если суд выработает своё мнение, идущее вразрез с правоприменительной практикой? Судья даст необоснованную надежду человеку; надежду, которую он не имел права подавать. Любое судебное решение может быть обжаловано в кассационной инстанции. На какой-то стадии всё равно произойдёт применение сложившейся практики. И происходит разочарование: ах, суд вот такой оказался несправедливый, неправый. Каждое своё решение судья должен обосновать, ссылаясь на сложившуюся практику, если таковая имеется. Но с другой стороны - это право судьи.

- Бывает, что сложившейся практики нет?

- Бывает. Да вот, в качестве примера - судебные дела, связанные с приватизацией общежитий. В России такой практики нет. Судебные иски возникли только в Пермском крае, и даже исключительно в одном городе - в Перми. Вот буквально сейчас мы практику нарабатываем вместе с Верховным судом, аккумулируем информацию по всем определениям, вынесенным в разных субъектах федерации. Надеюсь, в марте соберём совещание районных судов по этому вопросу.

Выявлены пробелы в законодательстве, касающемся собственности, в законе "Об акционерных обществах". Правоприменительная практика позволит закрыть эти пробелы.

Равенство или состязательность

- Реформа привнесла в судебный процесс принцип состязательности. Не нарушается ли принцип равенства?

- Конечно, иногда человек не имеет средств нанять защитника. Зато он обращается к советчикам; родственники, знакомые столько насоветуют, что он приходит в суд совершенно потерявшимся. А другая сторона вооружена, у нее три квалифицированных защитника. И в процессе идёт обрушение доводов незащищенной стороны. Есть такое. Что можно противопоставить этому?

В ряде регионов действует закон о предоставлении бесплатной юридической помощи. Мы работаем над этим вместе с уполномоченным по правам человека в крае Татьяной Марголиной. У нас уже было несколько вариантов проекта закона, но пока не получается его принять. Уж сами суды пошли на оказание бесплатной юридической помощи.

Шоу больше, чем жизнь

- Как вам ТВ-передачи в жанре "суд идёт"?

- Как профессионал я отношусь к этим передачам скептически. Шоу! Но люди смотрят, и какое-то рациональное зерно оттуда можно взять даже и судьям-профессионалам. Там интересно, а большая часть реальных судебных дел интереса для широкой публики не представляет.

- Неужели из вашей обширной практики нельзя ни одно дело превратить в шоу?

- Были такие дела. Но я придерживаюсь принципа - не навреди. Если конкретный процесс инсценировать, даже заменив фамилии, то человек, принимавший участие в процессе, всё равно поймёт, о чём идёт речь. Будет ли это приятно человеку, не ранит ли его родственников?

Пишут даже книги по конкретным уголовным делам. Но я считаю: дело прошло, приговор вступил в силу. Выносить подробности на широкую общественность не совсем корректно. За исключением случаев, касающихся официальной информации.

- Поэтому в залах суда нет публики, жаждущей подробностей?

- Во-первых, помещения, где проходят заседания, не всегда рассчитаны на присутствие зрителей. Во-вторых, интерес не велик. На Окулова, 14, где есть вместительные залы, они, как правило, пустуют. Бытует мнение, что на судебное заседание трудно попасть. Мнение ошибочное. Есть правила: нужно предъявить документы, нельзя проносить определённые предметы, оружие. Слушание дела в открытом заседании - это ещё и профилактика, поэтому присутствие публики приветствуется, это своего рода общественный контроль за работой суда.

Смотрите также: