Он бы мог легко поступить во ВГИК, но предпочёл филфак. Закончил ПГУ и сразу возглавил студ-клуб совсем другого вуза - политеха. Уезжал в Москву, да только вернулся обратно. Как говорится, где родился, там и пригодился.
ВООБЩЕ, куда Владимир Воробей без Перми, равно как и Пермь без него? Ведь если говорить о постсоветском пространстве, то Владимир Вацлавович вот уже больше сорока лет - ходячий брэнд Прикамья. С тех пор, как в 1966-м "Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника" получили в Киеве Гран-при первого Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов, а сам Воробей удостоился приза за лучшее исполнение детской роли.
Вовка "Б-э-э-з сиропа"
ТЕЛЕКАНАЛОВ в те годы в стране было всего два. по второму "Ивана Семёнова" ежегодно показывали, как минимум, пару раз, по первому - раз в год, так что популярностью фильм пользовался огромной. А юным исполнителям главных ролей Володе Воробью, Боре Ихлову (Колька-Килька), Лене Калашниковой (Аделаида) в иных условиях могла всерьёз грозить "звёздная" болезнь. Но не те ещё были времена, чтобы особо задирать перед обществом нос.
- После премьеры меня постоянно на улицах дразнили, - вспоминает Владимир Воробей. - Правда, не Иваном Семёновым и даже не УО, а... "Б-э-э-з сиропа". Почему-то именно этот эпизод с заикой и запал всем моим сверстникам в душу.
- Ну, это "Б-э-э-з сиропа" звучало в школах и во дворах после каждого показа. А на учёбу съёмки в фильме не повлияли?
- Да нет. Снимался-то он в основном летом. Конец мая, июнь, июль, август. В сентябре было тонирование. А уже в начале 1966-го состоялся Киевский фестиваль, где мы победили среди детских лент. Учёбе же отводилось первое место. Так, когда в 1972-м режиссёр Андрон Михалков-Кончаловский утвердил меня на роль младшего брата в своём знаменитом фильме "Романс о влюблённых", пришлось отказаться. Школу надо было заканчивать.
Прицепом к Давыдычеву
- КАКИми были отношения с другими ребятами из "Ивана Семёнова"?
- Приятельские. Мы ведь не первый день водили знакомство. Пока шла подготовка к фильму, многие из нас занимались в театральном кружке "Затейник" при Перм-ской телестудии - у режиссёра "Ивана Семёнова" Константина Березовского. Он поставил часовой спектакль "Незнайка в Цветочном городе", где я играл Незнайку, Ихлов - Знайку, Лена Калашникова - Медуницу, Саша Бабушкин (Пашка) - Винтика, и так далее. Спектакль, кстати, дважды показывался в прямом эфире: один раз - на Пермь, второй - на всю страну.
- А во взрослой жизни встречаетесь?
- Редко. Калашникова Лена умерла два года назад. Боря Ихлов - политик, а я в политику не лезу. В основном наши встречи связаны с юбилеями и творческими датами Константина Алексеевича Березовского. Фильм - заслуга его. И конечно - Льва Давыдычева, автора книги и сценария.
- Какая память осталась о Давыдычеве?
- Очень хорошая. По большому счёту, на роли всех нас утвердил именно он. У него в книге, например, Иван Семёнов - здоровый лысый детина: выше всех в классе. А я был маленький, хрупкий, да ещё и отличник. Но Давыдычев сказал, что ему - нравится. Мы, кстати, с ним потом очень часто пересекались. Раньше ведь в дни школьных каникул в библиотеках проводились разные "Книжкины именины", читательские конференции, в том числе и по творчеству Давыдычева. Приглашали его, а прицепом - и меня.
Ректор занимался лично
СУДЬБЫ актёров фильма сложились по-разному. Борис Ихлов, например, в 1983-м создал подпольную марксистскую "Группу продлённого дня", затем превратившуюся в легальный Союз коммунистов, позже - Пермский рабочий союз. В 1987-м закончил аспирантуру на кафедре теоретической физики физического факультета МГУ, но до защиты диссертации его не допустили по политическим мотивам. А вот у Владимира Воробья вся жизнь связана с искусством.
- На "Студенческих вёснах" я каждый год был лауреатом. Даже поставили с ребятами из ансамбля "Кругозор" Юрия Бойдмана первую в Перми рок-оперу "Филимон Петькин - суперзвезда". А на по-следних курсах меня пригласили в театральную студию "Арлекин" при ДК имени Гагарина. Там была очень хорошая компания молодых актёров - Борис Мильграм, Анатолий Пичкалёв, Лев Катаев. Они меня позвали, я и согласился. Потом, через два года, "Арлекин" перешёл под крышу политехнического института. Так я вместе с коллективом и оказался при другом вузе. Моим трудоустройством в студ-клуб политеха занимался лично ректор Михаил Дедюкин. Первое место работы - корреспондент вузовской газеты "Ленинец", потом - художественный руководитель студенческого клуба, затем - директор.
- Это ведь были годы расцвета?
- Да, танцевальный коллектив "Солнечная радуга", "Арлекин", ВИА "Чародеи", кукольный театр, Клуб самодеятельной песни гремели на весь Союз. "Солнечная радуга" при мне получила премию Ленинского комсомола, "Арлекин" - премию Пермского комсомола.
Начали с закулисья
ПОСЛЕДНЕЕ место работы Владимира Воробья -пермский Дворец культуры имени Солдатова, генеральный директор.
- По сути, дворец долгое время никому не принадлежал. Он переходил из рук в руки и только и делал, что переименовывался. Каких-то капитальных вложений не производилось давно. Разве что при мэре Юрии Трутневе фасад отремонтировали, да и то - не до конца. Поэтому запустение было видно везде. Представьте себе, три года текла крыша! А раз такое происходит столь долго, сами понимаете, в каком состоянии находятся стены, перекрытия.
- С чего начали полтора года назад?
- Осмотрелся и постарался понять, почему во дворец не идёт публика, не едут артисты. Какой-то концерт, какое-то корпоративное меро-приятие были здесь событиями. За праздник считалось, если они проходили хотя бы раз в неделю. Дворец, по большому счёту, простаивал. А почему? Потому что зал и закулисье находились в ужасном состоянии. Туалеты за сценой - жуть, коридоры - мрачные. А сейчас всё это отремонтировано, благоустроены гримёрки, поставили нормальную мебель, новую звуковую аппаратуру. И уже не стыдно перед артистами самого высокого класса.
- И результаты?
- Я пришёл сюда в сентябре 2006-го, и за весь тот год во дворце прошло всего восемь концертов. А только за половину минувшего марта - двенадцать. Занято всё до 15 мая, а планы составлены до конца 2008-го. Еле-еле выкраиваем дни, чтобы дать отдохнуть обслуживающему персоналу: гардеробщицам, контролёрам, рабочим сцены, осветителям. И что важно, улучшились отношения в коллективе. Люди поняли, что просто надо дружно работать, и только тогда появятся перспективы.
- А как подчинённые относятся к Ивану Семёнову на посту генерального директора?
- Наверно, как к данности. И потом я ведь - не Иван Семёнов, я - Владимир Воробей!
Смотрите также:
- Гуша Катушкин: «Для меня создание песен – технологический процесс» →
- Наедине с прекрасной Дамой →
- "Я уже никуда не уеду" →