РАО ЕЭС: А напоследок я скажу

   
   

С 1 июля в нашей стране больше нет "империи Чубайса". Уходя в Историю, корпорация РАО ЕЭС сделала прощальный жест, без преувеличения исторический - инициировала издание книги, раскрывающей подоплёку социалистической индустриализации.

Презентация книги "Заключённые на стройках коммунизма. ГУЛАГ и энергетика в СССР" состоялась в Пермском отделении международного общества "Мемориал". Книга издана по инициативе энергетиков и представляет собой собрание документов и фотографий - лаконичное бесспорное свидетельство того, что было. Таким образом РАО ЕЭС России подвело итог развития отрасли с 1920-го (план ГОЭЛРО) до 2008 года (ликвидация единой компании). Финишную акцию "империи Чубайса" участники презентации книги назвали гуманистической.

Языком _ циркуляров

В книге есть документы, имеющие отношение к Пермскому краю. Приказ НКВД, датированный 11 ноября

1942 года, о начале строительства Широковской и Понышской ГЭС. Там же распоряжение в адрес начальника лагерей железнодорожного строительства перебросить на стройплощадки сначала 6 000, а потом 12 000 заключённых, годных к тяжёлому труду.

Наша КамГЭС и отчасти посёлок Гайва также были построены заключёнными. На презентации книги об этом говорил представитель ТГК-9, в состав которой входит сегодня станция. Отметил, что строили советские рабы хорошо. Но вот секретарь парткома строительства КамГЭС на мероприятие не пришёл. Он живёт в Перми и часто выступает с воспоминаниями о своём славном прошлом, только в ином контексте. Упоминать о принудительном труде в СССР до сих пор считается неприличным или, по крайней мере, неуместным.

В корпоративной культуре российских компаний память о репрессиях отсутствует, несмотря на то, что крупнейшие предприятия, целые отрасли советской экономики выросли на костях заключённых. Опыт РАО ЕС - первый, единственный, уникальный. Проведённые исследования позволяют утверждать, что каждый мегаватт установленной мощности на станциях волжского каскада обошёлся нации в 40 человеческих жизней заключённых строителей. Умножьте на матерей, отцов, любимых и детей тех ЗэКа - получите истинную цену электричества.

У каждого своя _ память

Прикамье - родина репрессий. В Красновишерске увековечено имя кровавого "товарища Берзина", который в 20-е годы ХХ века изобрёл систему советского рабства и стал затем основателем колымского ада. Похоже, наследники организаторского таланта Берзина обращаются с персоналом в духе своего кумира с поправкой на действующий кодекс. Должно быть, поэтому о красновишерских голодовках знает вся страна. Сопоставляя дела давно минувших дней и современные события, понимаешь, что связь времён сохраняется.

Опираясь на сведения, опубликованные РАО ЕЭС, компания ТГК-9 намерена впервые в России установить мемориальные доски на всех своих генерирующих станциях, построенных с применением труда заключённых.

Кто прав _

Дискуссия об эффективности принудительного труда идёт уже много лет. Одни утверждают, что рабский труд мало производителен, что условия лагерного содержания плохо сочетаются с задачами производства. Другие полагают, что по сравнимым показателям труд ЗэКа был близок, а порой и превосходил эффективность труда вольнонаёмных рабочих в том же историческом периоде на тех же объектах. Настоящий результат обозначился в исторической перспективе, сказался через поколения. Привычка строить на костях и считать народ миллионами привела к истощению человеческого ресурса в России.

Судьбы, ставшие лагерной пылью, не восстановить. Памятниками неизвестному ЗэКа стоят гиганты индустрии, железные дороги России. Процветающие корпорации не склонны ворошить былое. Инициатива РАО ЕС остаётся единственным в своём роде актом памяти.

Любовь Соколова

Исправительно-трудовой лагерь. Лекция о международном положении. 1954 год.

Смотрите также: