Праздник на чужой улице

   
   

Сентябрь на исходе, а на дверях средней школы села Жилино Кунгурского района висит замок. Её закрыли за три дня до начала учебного года по решению суда.

В конце месяца истёк срок "ареста" общеобразовательного учреждения. Но пока неясно, какой подарок получат местные педагоги и их ученики ко Дню учителя. Откроют школу или нет?!

Не сказать, что ситуация для нашего края из ряда вон. Пресловутый процесс оптимизации прошёлся катком и по другим социальным объектам. И всё-таки каждая закрытая деревенская школа - это особый случай. Потому что вслед за школой обычно медленно умирает и сама деревня.

Впрочем, село могло обезлюдеть намного раньше.

Не пей - "козлёночком" станешь

ДЕЛО в том, что жители Жилино и близлежащих деревень пьют воду из реки Бабки. Из той самой реки, которая до сих пор не оправилась от массовых выбросов куриных фекалий с Платошинской птицефабрики. А сколько их было, не массовых?! А отходы дрожжевого завода, стоящего в паре десятков километров выше по течению?!

По словам главы Кунгур-ского района Николая Юрова, жители пьют эту, мягко говоря, нечистую воду испокон веков. Носят вёдрами с реки. Качают из скважин, в которых, по сути, та же речная водичка. И как решать взрыво-опасную бактериологическую проблему, непонятно.

Понятно другое. У власти появился весомый повод прикрыть в селе школу, кстати, далеко не худшую в районе. Нет нормальной воды - нет лицензии. Нет лицензии - замок на двери, и никаких проблем. Одна сплошная экономия для бюджета. А главное, на второй план отходит другая причина закрытия школы - её неукомплектованность.

Суд закрыл школу на месяц по обращению Роспо-требнадзора. За это время районная администрация должна была привести в порядок систему водоснабжения. То есть сделать всё для того, чтобы восемьдесят детишек могли учиться в родной школе, а не ездить в соседнюю в село Шадейка.

За месяц в школьной котельной установлены новые насосы, фильтры для очистки, бактерицидная лампа. Взяты повторные пробы воды из скважины, качающей подрусловую "бабкинскую" воду, и на выходе, после фильтрации.

- В случае положительного заключения экспертизы, - заверил Николай Юров,- мы договорились, что учебный процесс в школе возобновится.

И добавил:

- В этом году школу не за-кроют. Но... я вчера собрал большое совещание в жилинской школе. Присутствовали мои заместители, начальник управления образования, представитель Роспотребнадзора, директор... И все вместе мы обсуждали дальнейшее существование школы. Задача органов власти - найти компромисс с педагогическим коллективом, с общественностью.

После школы хоть потоп

В ЧЁМ ЖЕ, на взгляд главы района, заключается компромисс? В том, чтобы решить-таки наконец вопрос оптимизации, провозглашённый краевой властью как один из ключевых в деле повышения качества образования. Жилинская школа рассчитана на 150 учеников. Учится в ней всего

77 душ. А один из постулатов проекта "Новая школа" говорит о том, что наполняемость должна быть не менее 80 процентов. Только в этом случае школа может рассчитывать на краевые средства.

По замыслу Николая Юрова, кстати, в недавнем прошлом учителя и директора такой же сельской школы, жилинскую среднюю необходимо реорганизовать в школу-сад. Пусть в этом здании набираются ума и знаний до-школьники и ученики начальных классов. Хотя, честно признался муниципальный муж, и детский сад тоже находится на грани закрытия. Там тоже нет качественной воды... Просто Роспотребнадзор пока закрыл глаза и ничего не предпринимает.

На что закрывать глаза, а на что нет, Роспотребнадзору виднее. А вот почему бывший педагог закрывает глаза на смертельную бактериологическую опасность, нависшую над сотнями селян, почему не бьёт во все колокола, не совсем понятно. Вернее, совсем непонятно. А вот как рассуждает начальник управления образования Эдуард Комягин:

- Воду мы провели. Сейчас надо определить, какого она качества. Раньше никто на это внимания не обращал. Но не дай бог, если в организованном учреждении, таком, как школа, случится ЧП. На всю страну прославимся!

Лягушки- путешественницы

ТАКАЯ забота о чести мундира весьма похвальна для начинающего чиновника. Похвально и то, что Эдуард Александрович с младых ногтей печётся о бюджете.

- При положительных анализах мы с 1 октября откроем школу и пищеблок. Но, с учётом, грубо говоря, цены обучения каждого школьника, по жилинской школе возникает дефицит бюджета в 800 тысяч рублей в год. Как раз из-за её неукомплектованности. Если в классе должно быть четырнадцать учеников, а на самом деле их девять-десять человек, то и зарплата будет, соответственно, ниже.

Простые учителя обычной сельской школы готовы работать на любых условиях. Лишь бы не закрыли. Бывший директор Галина Карелина, 45 лет отдавшая родной жилинской школе, сетует:

- Жаль, что власть о нас совсем не думает. В прошлом году исполнилось 110 лет школьному образованию в селе Жилино. Нашей школе исполнилось 45. И ставить крест на такой истории - прос-то кощунство... От здания, конечно, можно избавиться. А как избавиться от людей, живущих в селе? Почему власть не волнует, что все жилинцы пьют плохую воду? Давайте закроем и село.

Для учителя истории Татьяны Усольцевой из всего долгого противостояния с властью ясно одно: жизнь и безопасность семисот жителей дешевле двух-трёх миллионов рублей, необходимых для строительства небольшого водозабора. Тогда бы была решена проблема водоснабжения и школы, и всего села.

Школу закрывать нельзя, единодушно считают все четырнадцать педагогов. Это не удивительно. Люди теряют любимую работу. Удивительно, что все они не верят бывшему коллеге. По их мнению, после закрытия средней школы такая же участь ждёт и школу-сад. Примеры тому в районе есть. Взять хотя бы школу в селе Бым. И если сельский сход всё-таки возьмёт сторону главы района, через пару лет и дошколят придётся возить в ту же Шадейку.

Смотрите также: