Пермь, 4 декабря - АиФ-Прикамье. На протяжении последних двух недель сразу несколько событий, получивших заметный общественный резонанс, оказались связаны с именем муфтия Пермского края Мухаммедгали Хузина.
В том числе – это слова, произнесенные на церемонии принятия присяги пермским кадетам: «Может наступить тот час, когда придется не только защищать свою страну, но и пресечь вражеские происки на его территории. Может, вам придется маршировать на улицах Вашингтона, как проходили маршем по Елисейским полям наши предки, победившие Наполеона». Фраза эта облетела едва ли не все региональные и центральные российские средства массовой информации. Правда, сам муфтий впоследствии призвал журналистов не вырывать нашумевшую фразу из контекста, и не «воспринимать в буквальном смысле…Если внимательно прочесть ее от начала до конца, можно понять, что такое может иметь место только в случае вражеского нападения на Россию, не дай Бог».
Через несколько дней на официальном сайте пермского муфтията появилась информация, что имамы-мухтасибы Прикамья, решили просить губернатора Виктора Басаргина о защите Мухамммедгали Хузина от «лживых обвинениями в его адрес кучки беспринципных людей (к сожалению, связанных с этническими ОПГ)». По заявлению духовных лидеров, «поводом для внеочередного заседания стала информация одного из имамов-мухтасибов, который доложил муфтию хазрату, что его вызывали во властные структуры, где чиновник и один из вышеназванных личностей (не правда ли, такой дуэт настораживает? Или уже нет?) предлагали ему пост муфтия Пермского края вместо Мухаммедгали хазрата Хузина, которого, как они уверяют, вот-вот снимут»…
При этом якобы «на каждого имама-мухтасиба по отдельности оказывается подобное давление: телефонные звонки, уговоры, шантаж»…
Еще позже на сайте «Российской ассоциации исламского согласия» - РАИС (одна из централизованных мусульманских организаций, председателем исполкома которой был пермский муфтий) появилась информация, что он более не занимает эту должность…
Не правда ли – многовато событий для одного человека, пусть и занимающего высокий духовный пост, на протяжении двухнедельного срока?
Впрочем, дело неблагодарное - строить догадки о том, что произошло в РАИС, или происходит сейчас внутри мусульманского сообщества Перми и Прикамья. Приверженцы ислама – люди мудрые, и разберутся во всем сами. Но вот в связи с предстоящими вскоре датами - 15-летием служения муфтия на пермской земле и 20-летием Духовного управления мусульман Пермского края, хотелось бы сказать, что за последние годы традиционный российский ислам стал намного «понятнее» для жителей региона. Как для приверженцев других конфессий, включая православие, так и для атеистов. И это не в последнюю очередь было связано с яркой личностью пермского муфтия. Мухаммедгали Хузин не раз попадал в поле зрения СМИ, участвуя в самых различных, общественно значимых событиях, выражая мнения по дискуссионным вопросам, причем не только религиозным. Наверное, таким и должен быть современный духовный деятель – умеющий вести диалог и обсуждать острые проблемы не только со своими единоверцами, или верующими других деноминаций, но – и со «светской» частью гражданского общества. А это (к сожалению и удивлению) – сегодня большая редкость. Возникает впечатление, что люди, исповедующие религию (те же православные, к слову), часто ограничивают свой кругозор церковными стенами. И, сами того не желая, создают о своих общинах у посторонних впечатление «кружков» пожилых людей, которым не интересна политика или общественная жизнь. Но ведь очевидно, что это не так. Сегодня в большинстве традиционных религиозных объединений наблюдается приток «свежей крови». В церквях, и в мечетях можно видеть все больше молодежи. А для неофитов и людей, с интересом смотрящих на религиозные сообщества, крайне важно услышать голос духовных лидеров, в том числе – на уровне региона, слышать их аргументы, воспринимать позицию. С которой, кстати, вовсе не обязательно соглашаться. Ведь то же заявление Мухаммедгали Хузина, сделанное на встрече с кадетами, конечно, было воспринято «светской» общественностью неоднозначно. Но оно прозвучало, и вызвало обсуждение, «встряхнуло» - то есть, заставило людей мыслить, и спорить, что уже само по себе всегда хорошо.
Можно как угодно относиться к личности пермского муфтия, но вряд ли кто-то (даже из числа противников) может поспорить с тем, что именно благодаря его активности для многих пермяков стала понятной позиция традиционного для России ислама по целому «букету» политически и социально значимых тем. Впервые в сопряженной с религией сфере появилась дискуссия, и общественная активность
Правда, именно открытость пермского муфтия и его готовность откровенно выражать свое мнение может стать мишенью (или уже стала, в свете последних событий) для людей, плетущих против него интриги. И основанием для жалоб в его адрес во все возможные и невозможные инстанции с призывом «немедля сместить и уволить». Но с этим ничего не поделать, риск всегда был уделом смелых духовных вождей в истории всех религий и цивилизаций.
Смотрите также:
- Антон Толмачев: «Путь к свободе - это эволюция, а не революция» →
- У корыта с чёрной икрой. Что стоит за «бунтом» элиты? →
- Что общего у Перми и Лондона? →